На днях в Сети появилась информация о том, что ГМК «Норильский никель» хочет продать свой авиабизнес – ОАО «Нордавиа» и «Авиакомпания "Таймыр"». Однако вскоре компания опровергла эту информацию. По словам представителей «Норникеля», данные активы являются социальной нагрузкой и избавляться они от них не намерены.
«Норникель» купил «Нордавиа» у «Аэрофлота» два года назад за 207 миллионов долларов, из которых 200 миллионов долларов составили обязательства «Нордавиа». Она выполняет регулярные и чартерные рейсы в 30 российских и зарубежных городов. Совладельцами компании являются «Кольская теплоснабжающая компания» (47,8 процента акций), Irish Aircraft Leasing Corporation (25 процента) и Norilsk Nickel Logistics (24 процента).
Авиапарк этого перевозчика состоит из девяти узкофюзеляжных реактивных пассажирских самолетов Boeing 737-500. Этот авиалайнер относится к семейству сlassic, которое производилось с 1984 года. Коммерческая эксплуатация Boeing 737-500 началась в 1990 году, а серийное производство продолжалось до 1999 года. Модификация 737-500 – одна из популярных моделей некоторых российских авиакомпаний, покупавших подержанные самолеты для замены устаревших советских машин либо для расширения авиапарка. Кроме того, как отмечают специалисты, «пятисотку» отличает очень низкий уровень эксплуатационных затрат. Возраст судов «Нордавиа» более 15 лет.
Именно эта модель потерпела крушение в Казани 17 ноября. Если говорить об Архангельске, то у нас последний инцидент, к счастью, совсем небольшой произошел 10 ноября. Тогда самолет «Нордавиа», летевший из Санкт-Петербурга, после посадки во время руления по перрону выехал на грунт. Высадка пассажиров прошла в штатном режиме.
После этого происшествия заговорили о необходимости ужесточения правил авиаперевозок о проверках судов компаний. Советник по связям с общественностью генерального директора авиакомпании «Нордавиа» Игорь Гуревич сообщил, что в любом случае эта компания готова ко всем проверкам: «Все суда находятся в соответствующем состоянии». Что касается ситуации с продажей–непродажей авиабизнеса «Норникелем», Игорь Гуревич отметил, что тут все вопросы надо задавать акционерам.
Авиакомпания «Нордавия» в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, появилась на свет в 2009 году, раньше это было ЗАО «Аэрофлот-Норд». Оно в свою очередь образовалось из «Архангельских воздушных линий» после покупки их «Аэрофлотом». Возвращаясь к Boeing 737-500, стоит вспомнить, что 15 сентября 2008 года «Аэрофлот» объявил о расторжении своего кода при выполнении авиаперевозок данными самолетами «Норда», чтобы снизить риски для своего бренда. Повод для этого был более чем печальный – авиакатастрофа в Перми 14 сентября того же года. Пассажирский самолет «Боинг 737-500» авиакомпании «Аэрофлот-Норд» совершал регулярный рейс из Москвы в Пермь, при заходе на посадку он столкнулся с поверхностью земли. В результате той катастрофы погибли все 88 человек, находившихся на борту. Это была первая катастрофа самолета «Боинг 737» на территории России. К сожалению, не последняя.
Ситуация на отечественном рынке авиаперевозчиков и так непростая: компании терпят убытки, самолеты сомнительного состояния приобретаются в лизинг, цены на билеты растут. Подобные катастрофы же лишь ухудшают положение. «Нордавиа» не исключение. Возвращаясь к слухам о продаже ее «Норникелем», отметим, что некоторых людей эта информация серьезно взволновала. В обществе заговорили о том, какая же судьба ждет нашего регионального авиаперевозчика.
Сопредседатель Гражданской палаты Поморья Николай Прокофьев поделился с 29.ru свои мнением на этот счет: «А нужен ли нам вообще региональный перевозчик? Разве его цены сильно отличаются от нерегионального? Тут как в торговых сетях: мы же видим, что местные дерут в нас в разы больше, чем федералы, заходящие на рынок. Все волнения насчет потери регионального перевозчика – это отголоски какого-то патриотизма, порожденного недалекими умами. На самом деле нам, простым пассажирам, все равно, чьими услугами пользоваться. Главное, чтобы были профессиональные пилоты, новые самолеты и доступные цены. У «Нордавиа» ничего этого нет. Я летал их самолетами – это старые б/у-шные ржавчины. А про «Норникель» скажу, что такие компании считают деньги, а не жизни людей. Так что если и надумают избавиться от «Нордавиа», то только потому что им невыгодно связывать себя с такой неперспективной маленькой компанией. Тем более учитывая тот факт, что сейчас заговорили об ужесточении правил авиаперевозок».
Фото: Фото с сайта Wikipedia.org