Город мнение Почему мы не верим в полицию?

Почему мы не верим в полицию?

«...Он идёт из отделенья,
И какой-то пионер
Рот раскрыл от изумленья:
«Вот так ми-ли-ци-о-нер!..»

Сергей Михалков «Дядя Степа-милиционер».

Пару лет назад в России отгремела реформа полиции. Вывеску сменили, о насущном поговорили, а дальше что? Как шутят в народе, «менты превратились в понты, а воз остался на прежнем месте». Люди в массе своей испытывают к стражам порядка неоднозначные чувства. В полицию не сильно верят, побаиваются и по возможности стараются бравых парней в форме обходить стороной. А ведь полицейский вроде как должен быть другом человека, а не врагом...

В марте этого года правоохранительный ребрендинг отмечал очередной день рождения, если можно так выразиться. В качестве «подарка» фондом «Общественный вердикт»* был проведен общероссийский опрос населения, призванный узнать, как наши соотечественники относятся к полиции. В итоге индекс доверия полиции составил семь из 100 возможных — совсем не густо. Людей не покидает ощущение враждебности российской правоохранительной системы, масла в огонь подливают постоянные сводки новостей, где стражи порядка фигурируют в сводках криминальной хроники. «Пьяный полицейский избил троих людей; В Красноярке полицейский сломал позвоночник задержанному; В Казани полицейские изнасиловали мужчину бутылкой из-под шампанского...» — выплевывает поисковик множество мрачных ссылок на мой запрос «полицейский». Люди, конечно, разные. Есть много замечательных людей в форме, которые действительно своей целью ставят защиту людей... Но если верить новостям, подонков, простите, тоже полно. А как же принцип «Нам нужны только лучшие из лучших», реформа, аттестация, обещания вычищать из своих рядов всех недостойных и все в таком духе? Непонятно... Быть полицейским — это огромная ответственность перед обществом. Но порой создается впечатление, что для некоторых представителей этой профессии это совсем не так. Для них форма — это новые возможности, развязывающие руки и позволяющие думать, что закон не для них писан...

«...Один из этих арестантов был хорошо грамотный молодой человек, приказчик Васильев... Он знал законы и требовал исполнения их. За это начальство не любило его. Три недели тому назад надзиратель ударил парашечника за то, что тот облил его новый мундир щами. Васильев вступился за парашечника, говоря, что нет закона бить арестантов. «Я тебе покажу закон», — сказал надзиратель и изругал Васильева. Он ответил тем же. Надзиратель хотел ударить, но Васильев схватил его за руки, подержал так минуты три, повернул и вытолкнул из двери. Надзиратель пожаловался, и смотритель велел посадить Васильева в карцер...» — это эпизод из романа Льва Толстого «Воскресение», написанный в 1889–1899 годах. С тех пор прошло больше ста лет, однако угроза «я покажу тебе закон», увы, актуальна сегодня как никогда. Как показывает практика (и да простят меня добропорядочные стражи порядка), сталкиваясь с правоохранительной системой мы не знаем, чего от нее ждать. Я лично не верю, что моя полиция меня бережет. Большинство моих друзей думают так же. И ладно, если бы мнение основывалось лишь на каких-то теоретических познаниях. Но ведь почти у каждого есть пара–тройка историй о том, как неприятно было столкнуться с человеком в форме.

Можно вспомнить историю Сергея Мохнаткина, которая в 2010 году вызвала бурю возмущения в обществе. Он 31 декабря 2009 года случайно оказался на Триумфальной площади в Москве, где был митинг. Мужчина заступился за пожилую женщину, с которой грубо обращались стражи порядка, и в итоге получил срок якобы за нападение на милиционера (бедные милиционеры — один пенсионер умудрился побить их, супермен прямо). В заключении он провел почти два года. Своей вины Сергей не признал. В апреле прошлого года был амнистирован. Вот так вот можно у нас в стране просто прогуливаясь заслужить срок. Если кому-то в форме не угодишь. Это случилось до пресловутой полицейской реформы, но разве что-то изменилось?

У меня есть несколько знакомых полицейских, двое — люди удивительные, умные, — каждый несет свою службу уже больше десяти лет. Рядом с такими чувствуешь себя как за каменной стеной. Но профпригодность других вызывает у меня сомнения — интеллект лицо озаряет через раз, но зато есть море гонора, два метра роста вкупе с крепкими мышцами и коронное в любой непонятной ситуации быдловатое: «Э, проблемы у тебя что ль? Ксиву показать, или так отвалишь?» Если бы переименование милиции в полицию каким-то волшебным образом оставило в правоохранительных органах таких людей, как первые два человека, то все, наверное, резко изменилось бы. И индекс доверия в обществе к правоохранительным органам начал расти, как на дрожжах, и что-то бы изменилось в нашем сознании... Но кто верит нынче в сказки?

Елизавета Белова. Родилась в 1990 году. Получила высшее образование по специальности «газетная журналистика» в ПГУ им. М.В. Ломоносова. На журналистику «подсела» со школьной скамьи. Сотрудничала с печатаными и электронными СМИ Архангельска. Стажировалась на портале MR7.ru, интернет-версии крупного санкт-петербургского издания «Мой район». Трудилась в архангельском Детском издательском центре в роли педагога допобразования. С февраля 2012 — корреспондент сайта 29.ru.

* Признан иноагентом

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления