Приватизация – такое слово, от которого в постсоветской России веет какой-то не то тревогой, не то нехорошими предзнаменованиями. И это неудивительно – в памяти народной сразу же всплывают лихие 90-е и фигура «гения» залоговых аукционов – Анатолия Чубайса. Однако приватизация, если она выстроена грамотно, – вполне актуальный и надёжный процесс для экономики современного капиталистически развитого мира.
На днях депутаты Архангельской городской думы XXVI созыва утвердили изменения в прогнозный план приватизации на текущий и следующий годы. По словам председателя постоянной комиссии по экономике, собственности и предпринимательству Александра Фролова, изменения носят технический характер.
Из прогнозного плана приватизации муниципального имущества на этот год были исключены: нежилые помещения по ул. П. Осипенко,5 корп. 2; ул. Воскресенская, 96; ул. Кирпичного завода,1, корп. 3, стр. 1; ул. Попова, 24. Основная причина для принятия решения – изменения параметров помещений. Исключение указанных объектов из ППП на 2013 год не повлечет за собой снижение суммы доходов в городской бюджет в рамках приватизации, поскольку выпадающий доход от реализации указанных объектов уже восполнен за счет реализации прочих объектов ППП-2013 по ценам, превзошедшим прогнозные ожидания. Если говорить о прогнозном плане продаж муниципального имущества на следующий год, то изменения коснулись характеристик помещений, которые были уточнены.
Что касается приватизации частными лицами жилплощади, то времени сделать это осталось совсем немного – год. С основными правилами в 10 шагов можно ознакомиться здесь.
Всего в 2014 году от приватизации муниципального имущества городом планируется получить порядка свыше четверти миллиарда рублей. Об этом заявила недавно пресс-служба городской думы в релизе, цитируя председателя думы Валентину Сырову: «Согласно плану на 2014 год список объектов (Для продажи. – Прим. ред.) представлен из 62 единиц недвижимого имущества. 40 объектов составляют помещения, в отношении которых арендаторами может быть реализовано преимущественное право выкупа. Тем самым, с одновременным пополнением бюджета за счет реализации муниципального имущества решается задача поддержки малого и среднего бизнеса.Оставшиеся 35% объектов из плана – это, главным образом, длительное время невостребованные, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии здания».
Приватизацией называют форму преобразования собственности, представляющую собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация – даже такая, как государство. Приватизация – это результат (или один из видов) конкурентной борьбы в условиях капиталистического способа хозяйствования – для частного сектора хозяйствования государство это «неубиенный конкурент».
Разгосударствление и приватизация – не смотря на то, что в ряде словарей они приведены как синонимы, понятия не однозначные, хотя и тесно связанные между собой.
Напомним, что приватизация в России проходила в два шага.
Первый шаг – с начала 1992 по конец 1994 года. Особенностями этого этапа стали:
сверхвысокие темпы приватизации;
введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (пресловутые «ваучеры»).
Подобная система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.
Второй шаг приватизации начался сразу после окончания первого, а именно – в 1995 года и продолжается до сих пор. Основные его задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи госсобственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. Было указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий. Определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.
В целом, как показал российский опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.
Фото: Илл. с сайта Avtonom.org