Кажется, в изрядно затянувшемся процессе приватизации Архангельского тралового флота окончательно поставлена точка. На днях стало известно, что правительство РФ выдало в свет постановление о продаже всех 100 процентов акций предприятия ООО «Вирма». Указанное общество является составной частью Северо-Западного рыбопромышленного консорциума, специализирующегося на добыче, переработке и реализации камчатского краба и донных пород рыб. Штаб-квартира СЗРК располагается в Санкт-Петербурге.
Сам процесс разгосударствления Архтралфлота и передачи его в частные руки проходил с большим скрипом и изрядными проволочками, растянувшись более чем на год. До недавнего времени наиболее вероятным кандидатом в новые хозяева АТФ многие эксперты пророчили группу компаний «Русское море». Как раз ее называли основным фаворитом тралфлотовского передела – уж больно серьезные люди имеют над ней власть. А именно друг действующего президента РФ Владимира Путина Геннадий Тимченко и родной брат губернатора Московской области Андрея Воробьева Максим.
Однако же в ходе аукционной битвы «Русское море» не смогло предложить за покупку тралфлота более 2,1 миллиарда рублей. Чем, собственно говоря, и воспользовалась «Вирма», назвав свою цену – 2,2 миллиарда. Деловой еженедельник РБК daily утверждает, что «обскакать» москвичей питерцам помог Сбербанк, предоставив тем кредит в размере трех с половиной миллиардов рублей. Еще один участник гонки – компания Ernst & Young – намеревалась выложить за поморский рыболовный холдинг 1,9 миллиарда целковых.
Как уже говорилось ранее, новый владелец обязан безвозмездно прежнему (то есть правительству Архангельской области) одну акцию вверенному ему предприятия. Дабы у чиновников сохранялась возможность хоть как-то контролировать деятельность АТФ. В частности, участвовать в согласовании сделок по продаже имущества стоимостью выше пяти процентов от балансовой стоимости активов.
Пару слов о «Вирме». Согласно сведениям РБК daily, ее выручка за 2012 год составила 785 миллионов рублей, чистая прибыль – 227 миллионов. А Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, в котором она состоит, вылавливает свыше 60 процентов от общего объема добычи краба в морях Северного бассейна. Возглавляют СЗРК бизнесмены Дмитрий Озерский и Геннадий Миргородский. К слову, последний в ноябре прошлого года приезжал в Архангельск и имел личную встречу с губернатором Игорем Орловым. Тогда господин Миргородский твердо заверял главу региона, что в случае приобретения руководство консорциума намерено перевести АТФ в разряд современных и рентабельных предприятий. Для этого даже разработан специальный план.
А дела у Архтралфлота, если верить выводам ряда источников, основанных на аудиторских заключениях, «не айс». Статистические данные свидетельствуют о резком ухудшении финансового положения предприятия. Подобное обстоятельство даже ставило под угрозу саму приватизацию АТФ. Впрочем, по другую сторону фронта все подобные утверждения категорически отметались и назывались «балансирующими на грани абсурда».
Политолог Андрей Чураков уверен, что переход Тралфлота в частные руки не повлечет за собой негативных последствий. «Все произошедшее – определенная неизбежность, с которой надо работать. Правительству региона накануне продажи удалось поставить перед покупателем весьма жесткие условия по исполнению всех социальных обязательств перед трудовым коллективом. Это, несомненно, огромный плюс. Считаю, что в экономическом положении АТФ ничего не потеряет, а даже, наоборот, приобретет. Потому как опыт государственного управления доказывает свою низкую эффективность. Потому как управленцы озабочены не увеличением прибыли предприятия, а укреплением собственного материального благополучия. Так что собственнический подход будет наиболее эффективным. А опасаться того, что новый собственник распродаст инфраструктуру и разгонит все работников не стоит. Ведь рыбопромышленная отрасль имеет долгосрочные перспективы. Это все равно, что резать курицу, несущую золотые яйца. Единственный минус заключается в моральной стороне вопроса. Уход от нас тралового флота, несомненно, лег очередным темным пятном на репутацию города и области», – подчеркнул Андрей Анатольевич в интервью 29.ru.
ОАО «Архангельский траловый флот» – крупнейшее рыбодобывающее предприятие Поморья, созданное в 2004 году путем все той же приватизации на базе ФГУП «Архангельская база тралового флота». Сам флот является старейшим на севере – он был основан в 1920 году. Сейчас он насчитывает 20 рыболовецких судов и располагает обширной инфраструктурой. Однако подвижной состав весьма устарел технологически. То же самое можно сказать и про расположенное на суше оборудование. Основной вид деятельности АТФ – добыча трески, сельди, скумбрии и мойвы. Его уставный капитал составляет более полутора миллиардов рублей. На предприятии зарегистрировано свыше двух тысяч работников, еще около трех тысяч человек трудятся в смежных сферах.
Фото: Фото с сайта Flashnord.com