В январе состоялся заключительный аккорд процедуры передачи Архангельского тралового флота в частные руки. Крупнейшее рыбодобывающее предприятие Поморья обрело нового собственника – таковым вместо государства стало ООО «Вирма», входящее в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум.
Напомним, что правительство России включило АТФ в приватизационный перечень еще в 2010 году. В конце 2012-го планировалось провести его продажу через аукцион и поставить во всем этом деле точку. Однако в силу обстоятельств процесс стал пробуксовывать, а затем и вовсе остановился. Мы неоднократно описывали происходящее со всеми подробностями, поэтому не имеет смысла лишний раз повторяться. В общем, пресловутый «гордиев узел» удалось разрубить только сейчас.
Глава областного агентства по рыбному хозяйству Алексей Коротенков отмечает, что региональные власти при проработке схемы разгосударствления АТФ делали упор на такую форму торгов, которая бы предусматривала социальные обременения для будущего хозяина предприятия. Иначе говоря, следовало повернуть дело так, чтобы трудовой коллектив флота не почувствовал на собственном благополучии смену владельца и руководства.
«Мы создали специальную рабочую, которая постоянно держала вопрос на контроле. Особенность последнего заключалась в том, чтобы юридически и экономически обосновать и прописать в приватизационных документах все социальные обязательства перед работниками. Мы постоянно выходили с рекомендациями на Москву. И вот соглашение подписано. Сейчас у Архангельской области имеется одна акция тралового флота, которая позволит нам принимать участие в принятии важных решений в жизни предприятия», – отметил Алексей Коротенков.
Также Поморье будет иметь своего полномочного представителя в совете директоров АТФ. Известно, что посланцем станет все тот же господин Коротенков. Официально договоренность с «Вирмой» оформлена до 31 декабря 2018 года. Планируется, что за эти неполные пять лет на поморской почве будет сформирована крепкая материально- техническая база, которая позволит Тралфлоту оставаться здесь и в дальнейшем. А пока же местом его местонахождения останется Архангельск. Так что о переводе предприятия в «другую степь» речи не идет. Благодаря этому 25 процентов выловленной рыбы будет реализовываться в нашем крае.
Министр имущественных отношений Поморья Ирина Ковалева делает упор на необходимости закрепления флота за нашей областью: «Сейчас мы добились того, чтобы переход АТФ в частную собственность протекал в максимально благоприятных для региона условиях. На данный момент главная задача – привлечь необходимые инвестиции для модернизации изношенной и устаревшей структуры. Если за указанное время удастся выполнить весь комплекс мер, то предприятие останется в области и дальше».
В том, что на Архтралфлот пришли грамотные управленцы, чиновники из правительства даже не сомневаются. Уверены они и в том, что «вирмовской» команде удастся сделать АТФ успешно функционирующим рыбодобывающим механизмом. Потому сложившаяся на предприятии ситуация отнюдь не безоблачная. По мнению Алексея Кортенкова, если бы все оставалось на своих местах и дальше, то через год-полтора флот бы непременно обанкротился. Но упрекать прежнее тралфлотовское начальство в бездействии и равнодушии также нельзя: прежний гендиректор Юрий Никулин и его помощники в сложные 90-е сделали все, чтобы не допустить развала конторы.
Нынешняя численность сотрудников Тралфлота составляет 1200 человек. Не столь давно предприятие пережило серьезный отток персонала – ушли около полтораста человек. Однако пресс-секретарь АТФ Нина Зеленина не увязывает произошедшее с сокращением. Либо увольнялись по собственному желанию, либо отправлялись на пенсию. А выход на пенсию в Тралфлоте, кстати, сопровождается очень хорошей денежной выплатой. Хотя, естественно, терять ценных специалистов всегда грустно. Психологическая составляющая также сыграла роль – обстановка нервозности и тревожного ожидания никогда не шла на пользу работе. Но вместе с тем в Архтралфлоте считают заключенное акционерное соглашение серьезной схемой защиты предприятия и его последующего сохранения в Поморье.
Архангельский политолог Андрей Чураков в недавнем интервью сайту 29.ru также выстроил благоприятный прогноз для будущего АТФ: «Уверен, что переход Тралфлота в частные руки не повлечет за собой негативных последствий. Считаю, что в экономическом положении АТФ ничего не потеряет, а даже, наоборот, приобретет. Опыт государственного управления доказывает свою низкую эффективность. Потому как госуправленцы озабочены не увеличением прибыли предприятия, а укреплением собственного материального благополучия».
Фото: Фото с сайта Scbist.com