Сегодня более 300 детей с инвалидностью в Архангельской области лишены возможности получения образовательных услуг. Самые труднопреодолимые барьеры в получении образования сложились в нашем регионе в отношении тех, кто имеет серьезные физические и ментальные нарушения.
В последнее время очень часто звучат лозунги с примерно таким содержанием: инклюзивное образование активно развивается в Архангельске и т. д. Все дети, несмотря на свои физические особенности, должны быть включены в общую систему образования и воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Специалисты уверяют: инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
На эту тему говорят много и часто. В год проводится несчетное количество различных круглых столов, конференций, совещаний, где эта тема звучит в заглавии. Однако, право на образование, а следовательно, и развитие не получают в Архангельской области по меньшей мере 303 ребенка!
Такая ситуация сложилась в Новодвинске (это 198 детей), в Котласском районе (11 детей), в Северодвинске (54 ребенка), в Плесецком районе (восемь) детей, в Устьянском районе (пять детей), в Каргопольском районе (27 детей).
Но это только цифры. На самом деле число детей, не получающих образование в Поморье, еще выше.
«Восемнадцать муниципальных образований Архангельской области проигнорировали запросы от Общественной палаты о реализации государственных гарантий на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, – рассказывает председатель Союза общественных организаций инвалидов региона, член Общественной палаты Николай Мякшин. – На запросы о наличии детей, которые не получают образовательные услуги, ответы были получены только от восьми МО».
В свою очередь руководители муниципальных образований оправдываются, мол, для того, чтобы дети с особыми образовательными потребностями учились в школах, нужно в начале решить ряд ключевых проблем.
К таковым относят лицензирование по образовательной программе восьмого вида (не у всех школ региона есть право осуществлять обучение детей с инвалидностью) и неподготовленность педагогов и коллективов муниципальных школ для обучения всех детей в условиях инклюзивного образования.
К проблемам можно отнести и наличие стереотипа о «необучаемости» детей, которые имеют проблемы с психическим здоровьем и ментальными нарушениями.
12 марта в Архангельске состоится круглый стол «Об обеспечении государственных гарантий на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья». Мероприятие инициировано Общественной палатой Архангельской области и Союзом общественных объединений инвалидов региона.
Участники круглого стола будут говорить о том, почему значительная часть детей с инвалидностью, проживающих в Архангельской области, не может получить образовательные услуги и иметь шансы на развитие и будущее. Ведь на данный момент этот вопрос остается без ответа.
Фото: Фото с сайта Unmultimedia.org