Губернатор Архангельской области Игорь Орлов направил обращение в адрес президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина о необходимости восстановления социально значимого для Поморья поезда дальнего следования «Архангельск – Онега – Малошуйка».
Стоит вспомнить, что популярный среди северян состав перестал курсировать в июне 2010 года. Решение об отмене поезда, ссылаясь на недостаток средств, выделяемых из федерального бюджета, в одностороннем порядке приняла Федеральная пассажирская компания (ФПК), которая отвечает за поезда дальнего следования. В результате Онежский район оказался практически без транспортного сообщения.
Упразднение маршрута вызвало оправданную бурю негодования со стороны населения и общественности. К проблеме подключилось даже духовенство. Настоятель онежского Свято-Троицкого храма Александр Коптев обратился к главе РЖД с просьбой возобновить движение.
«На сегодняшний день на уровне Архангельской области все возможности вернуть железнодорожное сообщение уже исчерпаны. Наш район – хранитель поморской культуры, с прекращением железнодорожного сообщения он стремительно погружается в депрессию. Отсюда уезжает молодежь и возвращаться обратно не стремится. Особенно больно смотреть на стариков и беременных женщин, которые ездят в медучреждения областного центра по гравийной полуразрушенной дороге. Наша страна, прежде всего, опирается на регионы, на глубинку, если сегодня погибнет деревня, то вскоре погибнет и вся Россия. Мы понимаем, что пассажиропоток невелик, но ОАО «РЖД» – социально ответственный бизнес. Надеемся, что где-то в нашей стране еще может совершаться справедливость», – подчеркнул в своем обращении священник.
Для сохранения транспортного сообщения между станциями регион был вынужден ввести пригородные поезда «Архангельск – Обозерская», «Обозерская – Малошуйка» и «Малошуйка – Онега», действующие в том и обратном направлении. Это решение порядком сказалось на областном бюджете в виде дополнительной финансовой нагрузки. При этом все шесть составов функционируют и сегодня.
В то же время, пустить единый поезд и компенсировать затраты на прямую перевозку в направлении «Архангельск – Онега» областному правительству не позволяет действующее законодательство. Ибо субъекты РФ могут осуществлять регулирование тарифа и выделять средства только на поддержку маршрутов в пригородном сообщении. Но состав «Архангельск – Онега» классифицируется как поезд дальнего следования, поскольку протяженность маршрута составляет 264 километра (до 200 километров – пригородные поезда, более 200 километров – поезда дальнего следования).
По информации агентства по транспорту Архангельской области, в настоящее время вопрос о возобновлении онежского маршрута рассматривается в Федеральной пассажирской компании. Региональная власть ждет решения ФПК, а северяне, тем временем, вынуждены тратить время на пересадки и добираться из Архангельска в Онегу (и обратно) в поездах пригородного сообщения.
Фото: Фото с сайта gomarlon.com