В последнее время в России вводятся серьезные ограничения для курильщиков. Сами любители подымить уже называют это не иначе как геноцидом. Курить нельзя ни в барах, ни в ресторанах, ни даже на железнодорожной платформе, а также в прачечных, магазинах, на рынках и так далее. Для тех, кто не курит, – это некий подарок, можно не переживать за свои легкие, которые страдают от присутствия едкого дыма. Но вряд ли эти запреты сократят число поклонников табака.
Лично я долгое время был незаядлым курильщиком: иногда мог покурить за компанию, иногда после выпитого алкоголя, иногда чтобы снять стресс. В организациях, в которых я работал, было принято решать основные вопросы «за сигареткой». Помню, мы даже в редакционных кабинетах курили, плавая в облаках дыма. Это создавало как бы иллюзию непрерывного творчества, было легче писать и придумывать забористые заголовки, да и с коллегами так проще было наладить тесную связь. Так постепенно я втянулся и стал курить постоянно, – дома и на улице, вечером и утром, после алкоголя и без него, в компании и в одиночестве. Честно говоря, это мне даже нравилось, формировался некий образ «художника». А что – Хемингуэй и Маяковский любили посмолить, чем я хуже?
Но вскоре я интуитивно начал сокращать количество сигарет, перестал ходить «за компанию» в курилки, старался больше общаться с некурящими и реже появляться в «дымных обществах». И все равно, нет-нет да и тянуло. А потом меня одолел кашель непонятного происхождения. Сначала он был редким, а потом и вовсе превратился в настоящее мучение. Со стороны я начал напоминать старика, легкие которого забиты гадостной отравой, которого мучают одышка и высокое давление. В итоге я заработал себе хронический бронхит и артериальную гипертонию. И в какой-то момент сказал себе – больше ни одной сигареты! И весь 2013 год я провел абсолютно некурящим. Полегчало, задышалось, голова прояснилась, а вот в курящей компании стало еще тяжелее, так как запах табака стал воистину невыносимым.
Но прошел 2013 год и в самом начале нового 14-го, я за компанию выкурил пару сигарет. Вскоре после этого я подцепил простуду, и мой, казалось бы прекратившийся, кашель вернулся на круги своя, став по ночам нещадно меня выматывать. Проболев больше месяца и наевшись разного рода таблеток, я принял окончательное и бесповоротное решение – больше ни одной сигареты! Никогда! Слишком дорого я плачу за мимолетный и совершенно не дающий разрядки псевдокайф. Плачу не только деньгами за недешевые пачки сигарет, но и за не менее дешевые таблетки от бесконечного кашля. А умирать от рака или инфаркта я пока не собираюсь. Все-таки без сигареты жить можно. И нужно.
Помнится, известный актер Василий Лановой бросил курить после того, как его друг-врач показал ему живые легкие курильщика. Лановой был так впечатлен увиденным, что более 40 лет брезгует притронуться к сигарете. Однако большинство курильщиков отказываться от пагубной привычки не спешат. И даже страшные диагнозы их не останавливают – другой известный актер Александр Абдулов, умирая от рака, продолжал курить.
Конечно, запретами проблему не решить, и многие от этих самых запретов испытывают только раздражение. Но есть все-таки резон взять себя в руки и избавиться от глупой зависимости. Сегодня в компании моих друзей курильщики – в меньшинстве. Мы так же собираемся, так же весело общаемся, но о курении говорим в прошедшем времени. И попутно вспоминаем о своих болезнях. А дышится-то действительно легче!
Алексей Морозов. Родился в 1978 году. Окончил Литературный институт имени Горького в Москве. По специальности драматург. Автор пьес и инсценировок для российских театров. В журналистике около 20 лет, из них семь – в интернет-СМИ. Выступал экспертом на федеральных сайтах «Клуб регионов», Viperson.ru. В разные годы жил и работал в Архангельской области, Пермском крае и Москве. В данный момент – главный редактор сайта 29.ru, автор и составитель краеведческого портала «Архангельский некрополь».