Сегодня сложно представить человека, не знающего, что такое компьютер, и не умеющего с ним обращаться. Современное поколение не может прожить без этого чуда техники и дня. Из этого вытекает и соответствующая проблема. А точнее, болезнь, которая поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии.
Компьютеры заполонили все свободное пространство в нашем окружении. Человек не может обойтись без того, чтобы не включить компьютер, и делает он это не ради своих деловых задач или познавательных – просто ради того, чтобы сидеть за ним. Это явление получило название компьютерной зависимости. Она сродни наркотической, ведь результат обеих зависимостей одинаковый – побег от реальности.
В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернету и многое другое. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.
Никита Шмелев был обычным маленьким ребенком, обожавшим игры во дворе с друзьями из школы. Но с появлением в доме компьютера 9-летний Никита променял свежий воздух и активные игры на улице на четыре стены и прелести виртуального мира. Родители сначала не придавали этому много значения – мол, сидит дома, на улице не шатается, к нам не пристает, и хорошо. И только позже родители осознали свою огромную ошибку, доверив воспитание сыны машине.
Сегодня 24-летний Никита не представляет себе жизни без компьютера. Лучший досуг – очередной рейд в виртуальной вселенной. Никита не одинок. Так же за компьютерами, забыв на время обо всем на свете, сидят и его друзья. После работ ребята бегут навстречу друг другу в онлайн-игре. Бесед за жизнь не происходит. Чаще крики, маты и злоба друг на друга за проигрыш или мимолетная радость из-за выигрыша. Так и проходит жизнь современного поколения. Ни толковой работы, ни семей, ни увлечений... один лишь компьютер.
Другой пример – 23-летний Антон. Его история более печальна, так как у этого молодого человека, кроме виртуального мира, в жизни больше ничего не осталось. Компьютер появился в доме, когда ему было десять лет. Тогда, в 90-х, для простой семьи это была огромная редкость. Все одноклассники завидовали мальчику. Приходили в гости большой компанией и допоздна сидели и поочередно играли в компьютерные игры.
Вообще начиналось все с обычного любопытства, но затем мальчик с головой ушел в игры. Он бросил учебу в университете, не ищет работу и полностью сидит на шее у родителей. Он почти не спит, не ест, не ходит гулять, у него нет девушки. Его питание – это то, что он может съесть, не выходя из-за компьютера. И самое печальное, что такая жизнь ему намного приятнее, чем та, что за окном.
«Это моя жизнь и мне нравится жить так. Играя, я развиваю реакцию, логику, общаюсь с людьми по всему миру. Не нужно думать, что все, кто играют, – конченые люди. Это не так. Просто наши интересы не совпадают с интересами наших родителей. Поэтому они и считают это проблемой», – говорит молодой человек.
В сети компьютерной зависимости чаще попадают дети, представления которых об окружающем мире в силу разных причин весьма ограничены, считает клинический психолог Иванна Кашина.
«При знакомстве с приведенными выше историями в первую очередь мне приходит на ум лозунг советской педагогики: «ребенок – зеркало родителей». Можно предположить, что в возникновение проблемы внесли свой вклад эмоциональный микроклимат, особенностей детско-родительских взаимоотношений в семье. А в целом поводом для превращения обычного увлечения компьютерными играми в зависимость может послужить многое: и недостаточное взаимопонимание с родителями (что вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим для семьи, переживающей переходный возраст ребенка), и ограничение вовлеченности в жизнь референтной группы (отсутствие друзей и даже просто приятелей), и несоответствующее реальности восприятие себя (недовольство своей внешностью), и затруднения в реализации своих способностей в повседневности. Компьютер предоставляет возможность для побега из неудовлетворяющей реальности со всеми ее сложностями в другой мир, где можно ощутить себя кем угодно и каким угодно. Противостоять такому соблазну легче тому, чья эмоционально-волевая сфера более развита, представления об окружающей жизни более развернуты, мышление более реалистично, поскольку в виртуальном мире человек ищет то, на достижение чего в реальности ему не хватает ресурсов», – говорит Иванна Федоровна.
Доказано, что компьютерные игры делают детей агрессивными и неуравновешенными. Очень много сообщений встречается в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример – гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.
Почему же дети бегут от реального мира? Может, причина кроется в том, что они в наше время все чаще становятся предоставлены сами себе и в поисках подходящего занятия находят игры? Или, быть может, причина в том, что реальный мир кажется им таким гнетущим, безрадостным и скудным, что они выбирают ненастоящие прелести виртуального? Возможно, это просто побег от сегодняшней действительности. Ведь если дети предпочитают настоящему миру виртуальный, значит, что-то не так с первым. Он их не привлекает, не заинтересовывает и, самое печальное, не устраивает.
Фото: Фото с сайта Уourhoroscope.biz