Прежде я об Устьянском районе знал только понаслышке. Разговоры о нем ходили не самые горестные, как, допустим о тех же Онеге или Лешуконье. Все-таки нехилый лесопромышленный потенциал, близость к индустриальному югу Архангельской области, мощное скопление пчеловодов, наполеоновские планы на привлечение туристов… И вот мне представилась возможность воочию пронаблюдать устьянское гостеприимство.
Начнем с того, что добираться туда очень долго и крайне утомительно. Я трясся в микроавтобусе без малого восемь часов (только в одну сторону, естественно). Единственное утешение в пути – очень неплохое состояние трассы М-8, недавно пережившей капреконструкцию. Рытвин и ухабов там нет, колеса по асфальтовому полотну идут гладко, поэтому можно в определенной степени расслабиться. Однако дорога на всем своем протяжении буквально усеяна по обе стороны крестами-поминальниками и кенотафами. Старуха с косой продолжает неутомимо драть кровавый налог с вечно спешащих автомобильных странников. Но это так, к слову.
Сам Устьянский район, как говорилось мною выше, занимает довольно неплохое социально-экономическое положение в сравнении с прочими муниципалитетами, входящими в состав Поморья. Атрибуты сего благоденствия видны уже при заезде в его административную столицу – поселок городского типа Октябрьский. В райцентре однозначно чувствуется жизнь – это видно и по строящимся новым домам, и по относительной чистоте улиц, и нормальному инфраструктурному обеспечению. Тут много молодежи, что служит дополнительным плюсом. Причем юное племя питает к родной почве довольно теплую привязанность и не стремится сбежать в более соблазнительные края в поисках лучшей доли. Если есть голова, руки и желание, то применение себе можно найти и здесь. Неплохое подспорье для дальнейшего развития муниципального образования – без «молодой крови» в таком процессе не продвинуться.
У Устьян две крепкие ветви, поддерживающие финансовое благополучие района на плаву – леспром и туризм. Причем последний стал бурно развиваться в постсоветские годы не благодаря чему-либо, а вопреки. Когда обрушился социалистический строй, крайне остро встал вопрос о поиске новых источников наполняемости местного бюджета взамен утраченных старых. В итоге ставку сделали на туристическую составляющую, поскольку попытки создания на здешних просторах соответствующих зон для привлечения гостей извне происходили еще с 1950-х годов.
Вообще устьянский «туристический куст» довольно обширен, его объекты разбросаны в значительной удаленности друг от друга. Для полноценного ознакомления со всеми ими необходимо как минимум несколько дней. Дело даже не в количестве достопримечательностей, а во времени, которое необходимо потратить на дорогу из одного пункта в другой. Мне в ходе моего суточного пребывания удалось увидеть часть предлагаемого «туркомплекта». И, по моему скоротечному взгляду, он включает в себя немало интересных деталей.
Первая из них – проект «Гостевание в Чудском краю» в деревне Едьма, отсылающий визитера к дославянским временам из жизни края. Он являет собой своеобразный музей под открытым небом с комплексом построек и деревянных изваяний, призванных напомнить о чудском племени, «квартировавшим» тут на заре Средневековья. Довольно любопытный уголок, который в особенности оценят любители ведической культуры. Да и окружающая природа благоволит к неспешному размышлению о доисторическом и вечном.
Еще один запоминающийся момент поездки – посещение «Усадьбы кузнеца Ломоноса» в деревне Орлово. Донельзя знакомое для поморского уха название сего владения возникло от прозвища местного богатыря, обитавшего тут в незапамятные лета и промышлявшего кузнечным делом. Своим обликом и телосложением он походил на первого русского академика, отчего земляки дали ему характерное наречение. Кузня, кстати, стоит и теперь находится в рабочем состоянии и имеет хозяина. Нынешний ее «опекун» кузнец Василий на Ломоносова не похож, но с ремеслом обращается хватко и умело, в лучших традициях предков. Поглазеть на живую обработку металла однозначно стоит – слишком уж увлекательное действо. Не забуду привести и прочие атрибуты для ублажения туристов: встреча хлебом-солью, пляски-песнопения-старинные игры, а также щедрое угощение в лучших сельских традициях – с картошечкой, огурчиками и самогончиком.
Ну и, конечно же, невозможно пройти мимо главного массового действа Устьянского – международного фестиваля «Ссыпчина медовая», проводимого в августе ежегодно на протяжении последних полутора десятков лет. Сам фестиваль можно охарактеризовать как комплекс мероприятий делового, познавательного и развлекательного характера. Тут тебе и ярмарки с народными гуляниями, и шоу-программы в фолк-стиле, и презентация продукции устьянских товаропроизводителей. «Ссыпчина» проводится сразу в нескольких районных поселениях, но эпицентром всегда выступает Октябрьский. На главной улице возле поселкового ДК разворачивается оживленная торговля всем, что только можно продать – от фермерских деликатесов до китайского ширпотреба. Ну и, само собой, культурно-массовая программа на возведенной неподалеку сцене. В этот раз ведущим «гвоздем» программы стал гигантский пирог размером восемь метров в длину и два метра в ширину. Титанический кондитерский изыск хлебопеки преподнесли как подарок району и его обитателям в честь 85-летия со дня образования муниципального образования. Один кусочек перепал и мне – изделие получилось вкусным, хотя и чрезмерно сладким.
Медовая подоплека в заглавие введена не случайно – в Устьянах проживает более половины всех пчеловодов Поморья. Здесь много частных пасек, владельцы которых охотно реализуют мед и остальные «медотовары» всем желающим. Конечно, пасечное ремесло в северных широтах – занятие непростое в силу климатических особенностей. Поэтому здешний медок на порядок дороже, скажем, волжского или башкирского. Но вкус у него отменный, а удовлетворение от натуральности изделия большое. Местные власти рассматривают медопроизводство как один из главных аспектов приманивания гостей.
Помимо упомянутых выше населенных пунктов, мне посчастливилось заглянуть еще в два села – Березник и Шангалы. Первое знаменито тем, что там родился и проживает знаменитый устьянский лесопромышленник Владимир Буторин. Поговаривают, что его давно не оставляет мечта сделать Березник сердцем жизни всего района. Действительно, село при первом взгляде вызывает благоприятное впечатление, несмотря на свои небольшие размеры и малолюдность. Бросается в глаза ярко выраженный «агитпроп» – плакаты и билборды с признанием в любви и верности Березнику. Наверное, подобная наглядность лишний раз укрепляет сельчан в их патриотических чувствах.
Главная (и, пожалуй, единственная) березниковская достопримечательность – храм в честь Георгия Победоносца, построенный в 2011 году на средства предпринимателей и общественности. Внешним обликом церковь больше смахивает на помпезный деловой центр – по крайней мере, при осмотре фасада можно четко определить не свойственные для религиозного учреждения элементы архитектуры. Но оригинальность добавляет привлекательности. Так же, как и сооруженный вокруг храма пруд с фонтанчиком и прогулочной зоной.
Шангалы – третий по величине (после Октябрьского и Киземы) «мегаполис» Устьян и бывший районный центр. На его территории расположен Устьянский центр культуры, сохраняющий и приумножающий истоки народного творчества в целом ряде направлений. Это лепка глиняной игрушки, ткачество, вышивка, роспись по дереву, валяние из шерсти, вокал, музыка и танцы – всего 29 кружков по интересам. Радостно, что огонек северной культуры не угас, и есть еще мастера, готовые передать уникальные навыки молодой поросли устьянцев.
Среди объективных минусов, тормозящих развитие туристического сектора устьянской экономики, являются, несомненно, отсутствие добротных дорог и должной инфраструктуры. При переездах с одного места на другое тебя буквально подбрасывает в автотранспорте. Сеть гостиничных заведений нуждается в весомом расширении, ибо наш брат-путешественник должен иметь право выбора и гарантию комфорта. Шаги к исправлению положения уже имеются – воздвигнут уже известный за пределами области комплекс «Малиновка», на «устьянской Рублевке» в Октябрьском выросла шикарная резиденция для гостей «Урочище». Но в то же время основная райцентровская гостиница «Октябрьская» мало изменилась с советских времен и не выдерживает никакой критики. Районные власти признают указанные недочеты и промахи, всецело заверяя о готовности их исправить. Тем более, что планов по продвижению устьянского турбренда у них громадье. Причем дают им весьма внушительные названия – например, «Устьяны – центр Европейской тайги» …
Фото: Фото автора