Есть такое мнение, что человеку на роду написано либо быть богатым и удачливым, либо всю жизнь прозябать в нищете. С этим сложно согласиться, ведь возможностей разбогатеть, причем не всегда честным путем, немало. Так же легко можно из недавнего богача превратиться в абсолютный нуль. Проблема «богатых и бедных» для России и вчера и сегодня остается одной из самых актуальных.
Не так давно довелось мне посмотреть сериал «Две зимы и три лета» по мотивам тетралогии нашего земляка Федора Абрамова. И вот что меня зацепило: постоянная, похожая на проклятье, сельско-колхозная нищета. Сначала колхозникам, не видящим молока, мяса и хлеба, внушали: потерпите, вот пройдет война, и тогда заживем. Пережили войну, но молока и мяса не добавилось, а руководство продолжает твердить: потерпите, вот построим заводы, воздвигнем коммунизм, и тогда уж точно заживем! Народ же недоумевает – сколько можно терпеть-то, уже от недоедания и тяжкого труда люди стали умирать от чахотки и других вредных болезней. Но призывают терпеть, вкалывать и ждать. Практически весь советский период – время сладких обещаний и трудового терпения. Однако при СССР проблема социального расслоения не стояла так остро, как стоит сейчас, когда разница в доходах между простым работягой или учителем и так называемыми «владельцами бизнеса» и крупными чиновниками выросла в сотни тысяч, а то и миллионы раз.
Приведу два примера. Не так давно по местному ТВ прошло интервью одного медиабосса, который с экрана пыхал сытостью и прямо-таки «лоснился от успеха». Этот самый босс в беседе с журналистом вывел «формулу богатства»: на вопрос «Как вы работаете с властью и критикуете ли ее?» он ответил примерно следующее: «С властью мы стараемся всегда дружить, ведь от нее зависит реализация многих наших проектов». То есть неважно, кто сегодня у руля – красные или белые, главное, чтобы они платили деньги. А деньги – это мерило всего, возможность хорошо жить. Медиабосс, по-своему прав – обслуживание интересов власти и крупного бизнеса всегда пролагает путь к твоей собственной удаче.
Пример второй. Есть у меня знакомый артист, человек честный и порядочный, но выбравший профессию по сердцу, а не по рассудку. Много лет он служил в одном провинциальном ТЮЗе, переиграл весь детский репертуар, стал отцом троих сыновей, но... всю жизнь оставался нищим. Не помогало ничего, даже постоянные подработки и «новогодние халтуры». От него я только и слышал, что жалобы на нехватку денег. И так продолжается уже много лет. «Может быть, я неудачник?», – вопрошает он за стаканом крепкого вина. «Да непохоже на это. Ты – хороший артист, тебя любит зритель, критики. И отец тоже хороший, правильно воспитываешь детей. А деньги... С этим да, неувязка», – пытаюсь успокоить моего знакомого.
А теперь сравним модель успеха, которую вывел медиабосс, и то незавидное положение, в котором оказался наш актер. По логике медиабосса, наш герой должен был бы браться за любую работу, которая приносит доход. Например, переквалифицироваться в риелтора или менеджера по продажам, а там по головам пошел бы дальше и глубже – в топ-менеджмент. Цель-то одна – прибыль, а для ее достижения работа в театре – это прозябание и бесперспективняк. С другой стороны, если все пойдут в топ-менеджеры и перестанут учить, лечить и убирать улицы, то кто будет обслуживать богатеющих боссов? Может быть, формула гораздо проще: ты сиди в своем театре (или школе, больнице, колхозе), получай копейки и терпи. Скоро, очень скоро будет легче.
Герои Федора Абрамова уже все повымирали, а новому поколению накануне 70-летия Великой Победы боссы продолжают обещать «сладкую жизнь». И обещают ее те, кто на глазах у «загибающихся от нужды колхозников» покупает новые крутые авто, строит пентхаусы и особняки, увеличивает нули на своих отнюдь не рублевых счетах. Искать справедливость и ждать манны небесной, на мой взгляд, не стоит. Хочешь быть богатым – засунь свою совесть в одно место и вперед, без остановок. Труднее тому, кому эта самая совесть, словно больной зуб, не дает покоя.
Алексей Морозов. Родился в 1978 году. Окончил Литературный институт имени Горького в Москве. По специальности драматург. Автор пьес и инсценировок для российских театров. В журналистике около 20 лет, из них восемь – в интернет-СМИ. Выступал экспертом на федеральных сайтах «Клуб регионов», Viperson.ru. В разные годы жил и работал в Архангельской области, Пермском крае и Москве. В данный момент – главный редактор сайта 29.ru, автор и составитель краеведческого портала «Архангельский некрополь».