В конце февраля 1920 года в Кремль на имя главы правительства РСФСР Владимира Ленина была отправлена телеграмма Реввоенсовета Шестой армии: «… 154-й Красный полк вступил на посрамление мировой буржуазии, на радость международному пролетариату в советский Архангельск. Население встретило восторженно, хлебом, солью». Это был конец полуторагодовой иностранной оккупации Архангельского Севера.
Интервенты захватили Архангельск в начале августа 1918 года. На Севере планировалось создать базу снабжения антибольшевистского движения.
Сюда приходили морским путем транспорты с оружием, боеприпасами, обмундированием. Враги Советской России мечтали о соединении с армией Колчака, наступавшей с востока.
В Архангельске, как и во всех районах Севера, был установлен режим террора. Рабочих, боровшихся с оккупантами, большевиков-подпольщиков, пленных красноармейцев судили военно-полевые суды. Тех, кто избегал расстрела, ссылали в лагеря смерти. Наиболее известным был один из первых в мире концлагерей на острове Мудьюг.