Вчерашний пожар в ремонтном доке северодвинской «Звездочки», несомненно, войдет в историю отечественного военпрома. Не каждый день на одном из ведущих гигантов оборонки случается что-то подобное. Тем более когда экстренное происшествие на такого рода предприятии чревато необратимыми последствиями, о которых страшно подумать.
Как уже известно, вторничным днем во время сварочных работ на подводной лодке «Орел» вспыхнул резиновый утеплитель между легким и прочным корпусами субмарины. К счастью, если верить официальной информации, реактор корабля в этот момент находился в заглушенном состоянии, а на борту отсутствовали вооружение и ядерное топливо. Рабочий персонал успел в срочном порядке покинуть место возгорания, поэтому обошлось без жертв и пострадавших. Зато клубы черного дыма, устремившиеся далеко вверх, виднелись из многих точек города корабелов.
Жительница Северодвинска Лариса, которая ежедневно ездит на работу в Архангельск, свидетельствует: «В восьмом часу вечера, когда наша машина приближалась к развилке на Ягры, моему взору предстала такая картина: полнеба в голубом цвете, полнеба – в темно-сером. Причем сильно воняло жженой резиной. Смог нависал над Яграми и центром, но в новой части его практически не было».
Такая картина вырисовывалась на тот момент, когда судоремонтный док вовсю заполняли морской водой. Данное решение было принято ввиду того, что укротить «красного петуха» при помощи пожарной пены не получалось ни в какую, а площадь пожара достигла 40 квадратных метров. После наступления полуночи с огненной стихией удалось таки разделаться, и огонь потух полностью. По информации ряда СМИ, на северодвинский завод в связи со случившимся незамедлительно примчались высокопоставленные морские чины – главком ВМФ Виктор Чирков, командующий Северным флотом Владимир Королев и начальник подводных сил СФ Александр Моисеев. Новость о ЧП на дошла и до главы государства, о чем заявил президентский пресс-секретарь Песков.
В ходе освещения журналистами событий на «Звездочке» всплыла интересная деталь. По данным интернет-портала «ФлотПром», пострадавший девятый отсек «Орла» уже пылал ранее. Случилось сие более 10 лет назад, в октябре 2004 года. Тогда все списали на несрабатывание предохранительного клапана. Обошлось без жертв, но злополучная часть подлодки оказалась разрушена – ее потом восстанавливали три месяца.
Нынче причиной внештатной ситуации следственные органы называют «нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба». Возбуждено соответствующее уголовное дело. Однако на самой «Звездочке» не считают, что огненный конфуз повлияет на дальнейшую судьбу «Орла». Подлодку, согласно графику ремонтных работ, планируется отреставрировать в намеченные сроки – в четвертом квартале будущего года.
Вообще, происшествия с субмаринами случаются на «Звездочке» не так уж и редко. Как свидетельствует все тот же «ФлотПром», целый ряд пожаров имел место на предприятии с 2005 по 2010 годы в ходе утилизации подлодок. В августе 2005 года вспыхнула атомная субмарина Б-298, что обернулось гибелью двоих рабочих. В апреле 2007 года произошло возгорание на ТК-12 «Симбирск». В 2009-м настала очередь подводных кораблей «Оренбург» и «Казань», а в феврале 2010 года огонь облюбовал лодку «Ак Барс». В последнем случае сотрудники предприятия ликвидировали возгорание самостоятельно. В среднем же возгорания на подводных лодках, находящихся в ремонте, происходят в России раз в год.
Кстати, пожар «Орла» пришелся аккурат на эпоху перемен в руководстве «Звездочке». В конце марта предприятие оказалось обезглавленным – его прежний гендиректор Владимир Никитин пошел на повышение, заняв пост главы Крыловского научного центра в Санкт-Петербурге. Вопрос с преемником пока остается открытыми. Ряд источников прогнозирует, что им станет Николай Калистратов, уже занимавший этот пост в 1992–2007 годах.
Фото: Фото с сайта Amkoil.com