В правительстве Архангельской области прошла коллегия министерства образования и науки. Масштабное совещание было практически полностью посвящено вопросам подготовки педагогических кадров.
Тема более чем актуальная, поскольку от качества подготовки наставников зависит уровень знаний учеников. Новые технологии влияют на интересы подрастающего поколения, как следствие, методики прошлых лет быстро устаревают. Среди новых профессиональных задач учителя, например, работа в условиях инклюзивного образования.
Участие в коллегии приняла директор федерального государственного научного учреждения «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования, профессор из Санкт-Петербурга Ирина Соколова.
«Я думаю, что Архангельская область нацелена на абсолютно правильный ориентир – это, прежде всего, практическая подготовка педагога, то есть меньше лекций, больше практики. Нам нужно усиливать и психологическую подготовку педагогов. В классах есть разные дети, поэтому учитель сталкивается с целым набором вызовов», – отметила гостья из северной столицы.
Как сообщила Ирина Соколова, средний возраст педагогов в России составляет 52 года – кадровая отрасль нуждается в притоке молодежи. Этому может поспособствовать целый комплекс мер, направленных на поддержку молодых специалистов. И в Поморье такие программы есть. Например, уже два года реализуется проект по субсидированию первоначального взноса для молодых наставников при покупке жилья в кредит.
Отдельной темой совещания стал вопрос о подготовке педагогов образовательными организациями среднего профессионального звена. Таких специалистов в Архангельской области выпускают четыре колледжа. В 2014 году на базе Архангельского педколледжа был создан ресурсный центр по подготовке учительских кадров.
Государственный региональный заказ на подготовку кадров для системы образования увеличивается на протяжении последних лет. План 2016 года – 493 человека.
«Сегодня возрастает уровень компетенций педагогов. Причем эти изменения вызваны объективными требованиями со стороны родителей и детей. Наша задача состоит в том, чтобы, учитывая интересы всех сторон, найти действенные пути реализации программ подготовки педагогов, способных к работе в новых условиях. Речь идет о мотивации выпускников школ к выбору профессии, о сопровождении дипломированных специалистов и о вопросах повышения квалификации учителей», – заявил министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко.
В учительской среде привлечение в отрасль «свежих» кадров считают делом реальным, но довольно проблематичным. Молодая архангельская учительница Надежда Журавлева свидетельствует: «Зарплату периодически поднимают, это, несомненно, плюс. Но в одиночку без дополнительной материальной поддержки выжить все равно нереально. Материально-техническое обеспечение школ оставляет желать лучшего, зачастую приходится закупать какие-то принадлежности за свой счет. Да и условия работы у начинающих педагогов очень непростые. У многих даже нет своих закрепленных кабинетов, где бы они могли вести занятия», – поделилась личным мнением она.
Председатель комитета по образованию и науке областного Собрания депутатов Игорь Чесноков убежден: работе молодого педагога должны способствовать две мотивации – внутренняя и внешняя.
«Первая заключается в том, что человек изначально настраивает себя на будущую трудовую деятельность еще со студенческой скамьи. Вторая же заключается в финансовой составляющей – подъемных, мерах соцподдержки, служебном жилье и так далее. Считаю, что материальный стимул у нас в регионе очень неплохой, особенно в сельской местности. Хотя, конечно, вложить в эти направления побольше денег тоже не будет лишним, особенно по части жилищного обеспечения. Свое слово должны сказать и муниципалитеты – они просто обязаны пробудить в студентах заинтересованность вернуться после учебы на работу в родные места», – сказал региональный парламентарий в интервью 29.ru.
Фото: Фото с сайта Xboi.pp.ua