Думаю, никто не станет спорить с утверждением, что песня является неотделимой составляющей нашего бытия. В минуты радости, печали, раздумья или тревоги мы часто напеваем про себя или вслух любимые мелодии. Происходит это, как правило, спонтанно, словно включается какая-то команда и нас настраивает на нужный мотив, словно на радиоволне. И ничего удивительного в том нет, ибо музыка – это частица нашей души.
Я с неподдельной гордостью могу назвать себя человеком, выросшим на великой советской песенной культуре. С детских лет меня окружали и осели в моей памяти творения выдающихся отечественных композиторов – Матвея Блантера, Бориса Мокроусова, Исаака Дунаевского, Марка Фрадкина, Эдуарда Колмановского, Владимира Шаинского и многих других мастеров, чье творчество вошло в золотой фонд русской культуры. Они писали проникновенные, берущие за живое песни, которые исполнялись ведущими солистами эстрады – начиная от Козловского и Лемешева и кончая Кобзоном с Ротару, а также многочисленными ВИА.
К созданию хитов в социалистические годы подходили чрезвычайно ответственно. Не в пример нынешним временам, когда песня выходит на большую сцену с несуразной мелодией и отвратительным текстом, только бы хоть как-то звучало и рифмовалось. Ну, и безголосый вокалист, естественно, довершает унылую картину. Может, поэтому эстрадные шлягеры 1940–80-х годов успешно до сих пор держат марку и только усиливают свою популярность в народной среде.
Привитая с младых ногтей любовь к песне помогла мне выстоять в непростые периоды бытия. Безответная любовь, горькие разочарования, житейская неопределенность, материальные трудности – все это проходит через твое сердце и облекается в музыкальную форму. И ты понимаешь: все горести и беды существовали и прежде, ведь неслучайно они нашли отражение в стольких песнях. И, наоборот, когда ты счастлив, доволен и паришь над землей, тобой овладевает всеохватный музыкальный порыв. Тебе хочется без конца петь обожаемый тобой мотив и танцевать под него.
Конечно, у каждого из нас свои любимые музыкальные вещи. Меня в школьные годы сверстники многократно высмеивали за то, что я не поклоняюсь всяким рэп- и рок-идолам, а слушаю «отстойный нафталин». Но, воистину, время – мудрейший судья. «Нафталин» по-прежнему востребован широкими массами, а названия большинства популярных в 90-е годы молодежных групп и их запевал напрочь стерлись из памяти. И едва ли теперь кто-то их вспомнит. Такая же судьба наверняка постигнет и весомую часть нынешних «звездулек» с их примитивным репертуаром. И только вещи, достойные называться продуктом высокого искусства, будут жить в десятилетиях и веках.
К слову, стоит добавить, что воспитан я не только на советской, но и на израильской музыке. В нашем доме были привезенные из-за рубежа пластинки с записью голосов певцов и певиц Земли Обетованной, которые я слушал с таким же непередаваемым наслаждением. Израильская песня – родная сестра-близнец песни советской. Слишком много у них общего в звучании, мелодике, тональности. Это касается любовной лирики, военных и коммунистических маршей, колхозных напевов, произведений гражданского звучания. Данный факт неудивителен: многие композиторы и музыканты Израиля либо сами происходили из России, либо имели предков оттуда.
А уж сколько неподражаемых певцов и певиц взрастило еврейское государство! К сожалению, в нашей стране худо-бедно на слуху имена лишь немногих из них. Лично мне особенно хочется выделить творчество одной дивной покорительницы сцены – Оснат Паз, российской публике практически незнакомой. Ее основная творческая деятельность пришлась на 60–70-е годы прошлого века, она исполняла песни самой разной направленности – народные, религиозные, эстрадные, детские. Удивительный голос Оснат запомнился мне с тех далеких пор, как я услышал в ее исполнении нашу родную «За окошком свету мало» в переложении на иврит. Эту песню исполнял много кто из отечественных артистов, включая самых именитых, например, Зыкину и Толкунову. Но именно в израильском варианте она приобрела какое-то непередаваемое очарование и проникновенность. Может, потому, что певице помогал сводный ребячий хор, может, по какой-то другой причине, не знаю. Но, на мой взгляд, лучше Оснат Паз ее не спел и не споет больше никто.
Миновало уже немало лет, а я, затаив дыхание, по-прежнему продолжаю восхищаться песнями Оснат. Им не нужен перевод, их содержание понимается внутренней интуицией и красотой мелодии. И как здорово, что всегда можно погрустить под «Грустное настроение», задуматься о собственном внутреннем состоянии с помощью «Губной гармоники», проникнуться нежными чувствами, услышав первые аккорды «Кто сказал», пуститься в пляс вместе с «Дочерью раввина», воздать хвалу женщинам и вину через «Сердце человека»…
В общем, получайте удовольствие от любимой музыки, храните ее в запасниках своей души и будьте счастливы!
Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ». Сейчас – руководитель службы новостей сайта 29.ru.