Город Два взгляда на Исакогорку

Два взгляда на Исакогорку

Константин Таганов: Исакогорка: вместо развлечения – баня

Исакогорку можно по праву назвать центром Левобережья. Там располагается важный и, что самое главное, до сих пор успешно функционирующий стратегический объект – железнодорожный вокзал. Ну и, конечно же, грех не упомянуть еще одну местную достопримечательность – 200-метровую телебашню.

1 из 6

Вообще привокзальная территория на фоне всей остальной левобережной городской черты смотрится довольно цивильно. Пугающих деревянных бараков здесь практически нет, преобладают добротные пятиэтажки с довольно симпатичными придворовыми территориями. Но, опять-таки, о полной чистоте говорить не приходится – все относительно. Грязи и мусора на улицах тут предостаточно, как и везде.

Близость к железнодорожному полотну, станции и автобусному кольцу создает ощущение «движухи»: людей на свежем воздухе достаточно много. Уезжающих-приезжающих, транзитных и, конечно же, самих исакогорцев. Прогуляться по окрестностям – милое дело: воздух почти легкий, с наличием зеленой растительности дела неплохи, дома симпатичные. Не совсем похоже на унылую окраину заштатного провинциального города.

И жить в сих краях можно без проблем, единственный минус – географическая отдаленность от центра. А других проблем вроде как не просматривается. Инфраструктура у Исакогорки достаточно развита. Есть магазины (включая небольшой торговый центр), поликлиника, почта, школа (пусть даже не совсем приглядная на вид), два детских садика, библиотека, церковь в честь преподобного Сергия Радонежского и даже действующее кладбище. Ну и, как уже упоминалось ранее, транспортный узел.

Главная «авеню» района – улица с говорящим названием Магистральная. Собственно, вдоль нее и группируется жилой массив с окрестностями. Есть и другие, более мелкие «артерии» – скажем, улица имени краснофлотца Клепача. Сама улочка небольшая, но относительно уютная и ухоженная. Начинается она большим трехэтажным домом с выбитой под самой крышей датой «1960». Цифры далекой эпохи, видевшие становление и подъем исакогорской индустрии. Конец улицы плавно переходит в лесную тропинку, ведущую прямиком к погосту. Удобный маршрут. Обитающий на улице Клепача народ вежлив и отзывчив, всегда готов подсказать, что, как и где.

Немного слов об архитектуре здешнего края. Застроен он, напомним, жилыми пятиэтажными домами, оснащенным всем необходимым для полноценного человеческого бытия. Все-таки Исакогорка – не угодье деревянных развалюх, в отличие от Цигломени и Маймаксы. Больше напоминает Варавино с его нехитрыми пейзажами. Правда, чуть портят вид несколько неприглядных кирпичных двухэтажек, стоящих в глубинах двора и вызывающих не самые восторженные ассоциации. Прорехи в стенах, выбитые окна – жуть, одним словом. И ведь внутри кто-то живет. Вот в этих строениях селиться точно не стоит.

1 из 6

Исакогорцы склонны следить за порядком, что не может не радовать. В полную помойку свою отчизну превратить не дают, хотя предпосылки к тому имеются. Контингент в районе гнездится разный, зачастую очень специфический. Особенно заметным это становится в выходные, когда нет потребности выходить на работу. Обозревая окрестности, не стоит терять бдительности, ибо в любой момент к вам могут привязаться под разными банальными предлогами. Типа «не найдется ли закурить» и тому подобное.

Но в целом беспредельщины в Исакогорке не чувствуется, полиция сюда тоже наведывается для «ревизий». Своими глазами видели прикативший к деревянной двухэтажке экипаж правоохранителей. Наверное, на очередную семейно-бытовую разборку пожаловали.

В плане досуга тут туговато: развлекательных заведений, помимо забегаловок, в Исакогорке не имеется. Выезжать же в город для поднятия настроения и тонуса жаждет далеко не каждый. А под открытым небом тут спиртного не попьешь – подходящих закутков практически нет. Правда, есть один подходящий способ, подразумевающий посиделки на близлежащем кладбище. Взяли любимый напиток, присели на лавочку за оградкой и – здравствуй, блаженство. Листья шелестят, птички чирикают, ветерок дует, белочки по веткам прыгают. И накрывает тебя гармония с природой и самим собой. Главное, не забывай наливать.

Вот и тусуются граждане у ларьков, оккупируют немногочисленные уличные скамейки, посещают придорожную баню. Да, именно баню с парадным выходом на проезжую трассу, по которой снуют автобусы. Попарившиеся вдоволь мужички без стеснения выходят в одних трусах на крыльцо – покурить и освежиться. Всеобщего обозрения клиенты помывочного учреждения не боятся. А к чему стыдится, если кругом все свои. Надышался, накурился – и снова на полок или по пивку. Красота.

Интересный край – Исакогорка. Есть у нее собственная атмосфера и определенная притягательность. И если кто хочет в том убедиться, добро пожаловать на гостеприимный Левый берег.

Алексей Морозов: Судьбы Исакогорского кладбища: афганец, «авторитеты» и стюардесса

Еще в детстве слово «Исакогорка» у меня вызывало две аналогии – поезда и нечто очень отдаленное от центра города. Самая что ни на есть городская рабочая окраина со всеми своими прелестями – обилием гопников и алкашей, бездорожьем и плохим жильем. Но гопников и алкашей полно и в Маймаксе, и на Сульфате, и на Фактории и даже в центре. Плохие дороги тоже проблема всего Архангельска, а не только его окраин. А что касается жилья, то здесь оно хоть и ветхое, но ничем не хуже убогих домиков на Новогородском проспекте или в Соломбале. Исакогорка отличается от всего остального города только своей удаленностью и автономностью. Это некий замкнутый в себе мирок, где люди живут по своим правилам, а «большой Архангельск» для них то место, где можно работать или ходить в кино, на дискотеки или в кафе. Во всем остальном Исакогорка вполне самодостаточна.

1 из 4

Мой коллега уже немного рассказал о своих впечатлениях, они у нас почти на 100% совпали. Поэтому остановлюсь на Исакогорском кладбище – некрополе, о существовании которого я раньше не знал. Известных людей здесь не хоронят, в основном обычных жителей Левобережья, которые здесь жили и работали. Но на этом кладбище мое внимание привлекли три захоронения, о которых хочется рассказать.

Первый из похороненных – погибший в Афганистане 21-летний Юрий Яхменев, его нет с нами уже более 30 лет. Вот как пишут об афганце в Интернете: «Неоднократно участвовал в боевых операциях. Проявил мужество и решительность. 23 сентября 1984 года в бою в районе кишлака Шеван провинции Герат был смертельно ранен в голову. Посмертно награжден орденом Красной Звезды». Да, Афганистан был болью и проклятием для мальчишек, рожденных в начале и середине 60-х годов прошлого века. Вот и Юрия Яхменева не уберегла судьба, а было бы ему сегодня чуть за 50. Его вполне можно назвать героем.

Второе захоронение, бросившееся в глаза (а точнее даже два захоронения), – могилы братьев Андрея и Алексея Вострых, известных криминальных авторитетов Левобережья. Особенно интересен Андрей, которого убили в декабре 2003 года в Исакогорке. По оперативным данным, в него было произведено несколько выстрелов, от чего он скончался, не успев дойти до своего дома. Вообще, история братьев Вострых напоминает какой-то кровавый триллер: кроме убитых Андрея и Алексея, пали жертвами жена среднего (слава богу, живущего и поныне) брата Александра, 11-летний сын Андрея и охранник. Многочисленные ранения при покушениях получил и Александр Вострых. Позднее среднему Вострых приписали убийство архангельского бизнесмена Зелянина, но суд присяжных его оправдал. Андрей и Алексей Вострых были «героями» своего времени, которое сегодня принято называть «лихими 90-ми». И оба тоже остались молодыми – 33 года было Андрею и 25 Алексею. Обоих их упокоило Исакогорское кладбище, правда, не рядом, а немного в разных концах.

Третья могила вызвала на моих глазах слезы… До сих пор мы вспоминаем авиационную катастрофу «Боинга» авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (ныне «Нордавиа») под Пермью в сентябре 2008 года. Среди погибших была юная 22-летняя бортпроводница из Архангельска Анна Широкова. Она очень любила свою работу и мечтала о новых полетах. К сожалению, тот сентябрьский рейс стал для Ани последним. А так много всего обещала долгая жизнь…

Юрий Яхменев, братья Андрей и Алексей Вострых и Анна Широкова были разными людьми, представляли разные поколения, по-разному погибли. Их объединяет, кроме общего кладбища и молодого возраста, еще и некоторая тайна. Могли бы эти люди сегодня, в 2015 году, встретиться вместе в каком-нибудь одном месте Архангельска, в той же Исакогорке? Конечно, могли. Но встретились они в зарослях скромного лесного кладбища, где тишину нарушают только пение птиц и отдаленный шум поездов…

Фото: Фото Геннадия Петрова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
ТОП 5
Мнение
Рушим миф про красных снегирей: две яркие птицы — вовсе не парочка
Мария Вершинина
Журналистка из Архангельска
Мнение
«Город разобщает, начинаешь лениться»: журналистка 29.RU рассказала, почему хочет жить в деревне
Мария Вершинина
Журналистка из Архангельска
Мнение
Снять квартиру в Архангельске стало еще дороже: что будет с ценами дальше, объясняет риелтор
Иван Дедов
Риэлтор Центр недвижимости «СОФИЯ»
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления