Бывшая всесоюзная лесопилка, как раньше по праву называли Архангельскую область, официально утратила еще одно лесопромышленное предприятие.
На минувшей неделе стало известно о банкротстве старейшего предприятия Архангельска – лесозавода №3. Арбитражный суд Поморья признал завод банкротом. Основанное в 1881 году предприятие «гремело» на всю страну, его продукция шла на экспорт. Еще четыре года назад на заводе работали более 700 человек.
По факту, область потеряла лесозавод еще в 2012 году – тогда там встало производство. Все работники предприятия приказом генерального директора были отправлены на простой. Тогда еще звучали оптимистичные заявления о том, что завод вновь встанет на ноги. Однако сценарий был таков: в начале января 2013-го новым приказом оставшийся трудовой штат – около 300 человек – был уведомлен о сокращении. На минувшей неделе стало известно о том, что вскоре начнется распродажа заводского имущества в счет погашения долгов кредиторам.
Генеральный директор ОАО «Лесозавод-3», экс-депутат Архангельской городской думы Виталий Граф был привлечен к административной ответственности. Сначала он был признан виновным по статье «Нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение». За это Графа дисквалифицировали сроком на один год. В интересах более 250 работников предприятия прокуратурой предъявлены заявления о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы. Далее против Графа и еще одного фигуранта – депутата Архангельского областного собрания депутатов Сергея Мышковского – было заведено уголовное дело. Под «уголовку» они попали по подозрению в покушении на мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. Причем Граф – с использованием служебного положения. Судебное разбирательство тянется до сих пор.
Обвинению нужно будет доказать, что в период с июня 2012 года по июнь 2013 года Граф путем заключения от имени ОАО «Лесозавод №3» фиктивных, заведомо невыгодных для предприятия сделок с подконтрольными и аффилированными Мышковскому фирмами, а также с фирмами, зарегистрированными на «подставных» лиц, создал искусственную кредиторскую задолженность на сумму свыше 529 миллионов рублей для получения при последующем банкротстве предприятия контроля в общем объеме кредиторской задолженности.
Кроме того, следствие считает, что Граф и Мышковский реализовали имущество ОАО «Лесозавод №3» на заведомо невыгодных для предприятия условиях, конечно, это повлекло неспособность предприятия заплатить по счетам кредиторам. Именно такие данные были собраны следствием.
Вердикта по резонансному делу Графа и Мышковского осталось ждать недолго, судебный процесс будет закончен в ближайшие месяцы.
Сейчас же за предприятием числится немалый долг – полтора миллиарда рублей.
Председатель комитета АОСД по природопользованию и ЛПК Александр Дятлов считает, что руководители завода-гиганта не смогли вовремя подстроиться под новую экономическую реальность.
«Все предприятия-банкроты были построены очень давно. Сейчас нецелесообразно содержать такие огромные производства, нет такого спроса на их продукцию, как раньше. После Великой Отечественной войны вся Европа отстраивалась, нужен был материал. Сейчас же нет такого масштабного строительства. Еще, конечно, все зависит от руководства. Те, кто успел вложить деньги в модернизацию оборудования – Крупчак, например, – те остались на плаву. А те, кто работал по старинке, проходят сейчас процедуру банкротства. Эти гиганты не приспособлены к тому, чтобы работать в новых условиях», – сказал депутат.
Фото: Фото из архива группы компаний Rugion