Очень многие люди хотят работать на себя. И, соответственно, хорошо зарабатывать, чтобы вкусно есть, сладко спать, ну, и вообще не тужить. Но вот беда – умный и бесперебойный бизнес создать может далеко не каждый. А кто создаст, тот потом не всегда может удержать. И тут-то открываются особенности современного российского купечества с его фатальными недостатками – жаждой наживы, плохим маркетингом и неумением работать с кадрами.
Несколько лет я работал в достаточно преуспевающей коммерческой фирме. Было много приятных моментов, что стимулировало мой труд и позволяло работать много, качественно и креативно. Во-первых, хороший коллектив, собранный боссом для плодотворного творчества еще в период «стартапа». Во-вторых, радовала неплохая по тем меркам зарплата и возможность зарабатывать больше в зависимости от твоих стараний. В-третьих, фирма в те годы была очень на слуху, с ней считались, а потому всем нам было трудиться престижно.
Но счастье, как в том романе, длилось недолго. Сначала перестали повышать зарплату, что вызвало ропот сотрудников. На вопрос «Почему?» наш директор стыдливо отвечал, что падает выручка, а нужно много всего покупать в офис, да и вообще боссу не хватает прибыли. В результате часть коллектива, а именно самые опытные, просто ушли к конкурентам, устав кормиться обещаниями. Вслед за этим выросла нагрузка на оставшихся работников, правда, без повышения жалования. А затем началась самая настоящая кадровая текучка, которая длилась пару лет, окончательно испортив репутацию компании. В результате ушли клиенты, посчитав, что нести деньги туда, откуда бегут работники, глупо, а босс, так мечтавший о прибыли, вынужден был свое детище попросту продать. Бизнес, так красиво начавшийся, закончился банальными «похоронами». И ладно это была бы одна наша фирма, да таких фирм в России – тьма-тьмущая.
Есть у нас такой медиабарон, назовем его Z. Он прославился тем, что создал и скупил кучу разного рода контор с одной целью – припасть к живительному источнику областного и городского бюджетов. Некоторые фирмы медиабарона давно почили в бозе, другие агонизируют, третьи выжимают последние соки из сотрудников, чтобы хоть как-то заработать. А виной всему патологическая страсть господина к деньгам. Такая страсть, которая ни во что не ставит здравый смысл. Ему даже не важно, что он производит – газету или туалетную бумагу, главное, чтобы шли деньги. Точно так же плевать ему и на людей – умные или глупые, но их задача приносить все новые и новые дензнаки. Устал, не согласен, перестал зарабатывать? Пошел вон. И ничего, что репутация у медиабарона промокшая, да и весь его бизнес напоминает что-то невразумительное, – он снова и снова пытается найти новый способ припасть к бюджетам.
Мне кажется, что бизнес – это не только прибыль. Никто не оспаривает важности получения денег и прихода новых клиентов, но есть еще нечто поважней. А именно, как я уже писал выше – репутация. Она складывается из многих вещей: крепкой и постоянной команды, креативности и поиска новых идей, лояльности и действенной, объединяющей всех миссии. Сегодня ты не доплатил ценному сотруднику, а завтра этот самый сотрудник становится твоим конкурентом. Все очень просто.
В качестве завершения хочу привести и положительный пример. Несколько лет назад я побывал в хозяйстве одного местного фермера, который реализует свою продукцию не только в области, но даже за границей. И вот что меня поразило: все сотрудники фермы просто-таки боготворят своего начальника. «Он платит нам высокую зарплату, помогает с покупкой жилья, пристраивает наших детей в школы и вузы. Потому мы работаем здесь по многу лет и никуда не хотим уходить», – говорят его работники. Этот самый фермер ставит во главу угла не только получение прибыли, но и микроклимат в своем коллективе. А результат не заставляет себя ждать – люди, всем довольные, работают с полной отдачей. Очень жаль, что таких настоящих бизнесменов, хозяев своего дела, в России немного... В большинстве своем мы имеем дело с обычными жлобами, желающими любыми средствами выбить из людей монету...
Алексей Морозов. Родился в 1978 году. Окончил Литературный институт имени Горького в Москве. По специальности – драматург. Автор пьес и инсценировок для российских театров. В журналистике около 20 лет, из них восемь – в интернет-СМИ. Выступал экспертом на федеральных сайтах «Клуб регионов», Viperson.ru. В разные годы жил и работал в Архангельской области, Пермском крае и Москве. В данный момент – главный редактор сайта 29.ru, автор и составитель краеведческого портала «Архангельский некрополь».
Фото: Фото автора