Крестный ход по местам расстрелов жертв политических репрессий проводится в Архангельске каждый год. В этом году шествие собрало более 400 человек. Верующие почтили память жертв репрессий, среди которых были казаки, крестьяне, сосланные на Север священнослужители, военные, рабочие и интеллигенция.
Начался крестный ход на площади 60-летия Октября возле храма Новомучеников и Исповедников земли Архангельской – напротив здания железнодорожного вокзала в столице Поморья. «Известно, что в Привокзальном районе находится много огромных "расстрельных рвов". На месте современного спального района, "на Мхах", начиная со времен Гражданской войны проводились массовые расстрелы», – рассказал руководитель отдела Архангельской и Холмогорской епархии по взаимоотношениям церкви и общества отец Феодосий. Маршрут верующих на автобусах и легковых машинах прошел через Всехсвятскую церковь Архангельска – возле этого храма установлен каменный крест в память о том, что там с 1920 года была пересылочная тюрьма. Условия содержания заключенных в которой сложно назвать человеческими – на непрочных нарах, выстроенных в три этажа, давились люди, многие погибали.
Такой крестный ход проводится в Поморье ежегодно. 10 поклонных крестов в местах крупных захоронений репрессированных были установлены в населенных пунктах Жаровиха, Уйма, Новинка, Малые Карелы, Черный Яр, Бабонегово, СОТ «Северодвинка», Псаревское кладбище, острова Красный и Ельничный.
Дальше крестный ход отправился в поселок Уемский. Там прихожане помолились об интернированных поляках, прибалтийцах, крымских и поволжских немцах. Верующие посетили Малые Корелы, Черный Яр, где во времена большого террора собирали для этапирования раскулаченных крестьян Северного Края, поклонный крест, установленный в память расстрелов 1938 года, Псаревское кладбище, куда с 1943 года по начало 1950-х годов привозили из Архангельска трупы расстрелянных людей. В этих местах прошли заупокойные богослужения. Сейчас на одном из мест памяти, где приводились в исполнение смертные приговоры, находится магазин «Сигма», бывший «Премьер». Затем верующие совершили литию возле дачного кооператива «Северодвинка», где в середине 1930-х годов хоронили жертв репрессий.
«Мне довелось быть на этом месте на раскопках, – рассказал священник. – Когда поисковый отряд вскрыл грунт, там пластами, причем не в один ряд, показались останки, предметы обуви, части обмундирования, сумки и прочие вещи. Интересно, что на деревьях рядом с захоронениями остались крестообразные зарубки. Вероятно, эти отметки были оставлены людьми тех времен». Крестный ход завершился молебном у церкви Успения Пресвятой Богородицы в Лявле.
«Православное сознание предполагает, что Господь принимает всякого человека, какой бы он ни был с точки зрения других людей. Ненужный, убогий, ущербный, неполноценный человек так же любим Господом, как успешный и "правильный". Революционные же концепции сделали возможным массовый террор, уничтожение тысяч "ненужных" соотечественников. В наше время мы видим возрождение этих идей – опять ведутся размышления о селекции, делении на "нужных" и "ненужных", "вредных" и "полезных"», – рассказал отец Феодосий. – Может ли кошмар повториться? Легко! Как известно, подготовка начинается с переписывания истории, и сейчас этим занимаются многие деятели, внушающие новые идеи и концепции в головы современников. Деформация немощной исторической памяти – это реальность наших дней. Многие люди и даже сообщества заболевают беспамятством, легко поддаются на ложные цели и заманчивые предложения, начинают сомневаться: "А были ли вообще эти страшные страницы истории?". От интеллигентных деятелей в очках – кабинетных ученых – до реальных палачей, проливающих реки крови во имя сумрачной идеи, всего один шаг».
По неполным архивным данным, только в 1920–1921 годах в Архангельске и окрестностях были убиты более 12 тысяч человек. Только на шести заседаниях Архангельского губкома РКП(б) и губисполкома и в марте-апреле 1921 года было принято внесудебное решение о расстреле 540 офицеров.
Фото: Фото с сайта Архангельской и Холмогорской епархии