Город Недоступная еда

Недоступная еда

Постоянно растущие цены и затянувшийся кризис вынуждают россиян все большую часть зарплаты тратить на пропитание. Для многих покупателей стоимость продуктов становится важнейшим критерием выбора магазина. Конечно, не каждый северянин живёт в шаговой доступности сразу от нескольких продуктовых магазинов разных марок, чтобы сравнивать цены и выбирать товар по акции. Поэтому большинство из нас вынуждены, курсируя каждый день по маршруту «дом – работа – дом», заходить именно в тот магазин, который находится по пути.

Мы решили сравнить цены в популярных продуктовых сетях Архангельска. Выяснилось, что даже цена на дарницкий хлеб, выпекаемый Архангельскхлебом, может отличаться больше чем на 12 рублей, а цена на одно и то же подсолнечное масло – на 50 рублей. Мы старались сравнивать продукцию, которую производят в Архангельской области. Однако в некоторых сетках данного товара не оказалось, и для сравнения были выбраны продукты той же категории, но произведенные за пределами региона.

Аналогичное исследование цен журналисты сайта 29.ru проводили и в 2012 году. Здесь можно посмотреть, сколько данные товары стоили три года назад, и задуматься, догоняет ваша зарплата цены или они растут гораздо быстрее?

Значительная часть продуктов питания, которые продаются на прилавках магазинов Архангельской области, завезена из других регионов России или из-за рубежа. Больше всего местных марок можно найти в разделе молочной продукции. Молочку производят в Архангельске, Северодвинске, Вельске и Устьянах. Также практически в каждом магазине можно купить молоко, произведённое у соседей – в Вологодской области. Остальные сферы аграрного сектора экономики Поморья, мягко говоря, не процветают. Подходящий к концу 2015 год для сельского хозяйства региона начался с пожара на Каргопольском молочном комбинате. Общий размер убытков превысил 50 миллионов рублей, но всё-таки производство на предприятии удалось возобновить, а работники не оказались на улице. Спустя месяц полыхнуло и на Вельской птицефабрике. Работа фабрики по изготовлению продукции из куриного мяса остановилась. Не прекратилось только яичное производство. В мае фабрика была официально признана банкротом. Банкротство предприятия, дававшего области 90% куриного мяса и 60% яиц, существенно отразилось на общей картине.

Производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий в этом году в области сократилось по сравнению с первым полугодием 2014 года на 51,5%. Производство же яиц рухнуло на 47%. Численность крупного рогатого скота за тот же срок уменьшилась на 4,5%. Производство мяса и субпродуктов пищевых убойных животных сократилось на 49,1%, домашней птицы – на 62,6. Из четырёх крупных птицефабрик Поморья на плаву держится только Уемская, но она одна не способна обеспечить продовольственную безопасность региона.

Мясной сектор Поморья также сдает позиции. Производство мяса и субпродуктов пищевых убойных животных сократилось на 49,1%, производство мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы – на 62,6. Кроме того, на 14,1% меньше выпущено колбасных изделий. Хлеба и хлебобулочных изделий стало выпекаться меньше на 4,7%, кондитерских изделий – на 1,8. Количество изготавливаемой местной продукции всё снижается, а вот цифры на ценниках в магазинах Архангельской области продолжают расти.

Однако некоторые эксперты с оптимизмом смотрят на развитие сельского хозяйства в регионе.

«В следующем году будет увеличено финансирование сельского хозяйства в области. Ещё в правительстве региона сменился профильный министр (им стал Алексей КоротенковПрим. ред.), поэтому я верю, что выделенные деньги дойдут до адресатов. Сейчас в Поморье все чаще появляются новые малые фермы. Обязательно на них нужно сделать ставку, потому что открывать большие предприятия на селе нет возможностей и смысла, а малые производства могут привлечь больше людей», – рассказала аграрий, бывший депутат областного Собрания Надежда Павловская.

Что же касается цен на продукцию, не обрадуют потребителей и последние статистические данные, опубликованные Архангельскстатом. В ноябре 2015 года (по сравнению с октябрем) подорожали овощи на 30,9%. При этом огурцы стали стоить дороже в 1,9 раза, а ценник на помидоры подскочил на 28,7%. Значительно подорожали яйца – на 8,6%. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли за месяц на 3,1%. Любители морепродуктов стали больше платить за сельдь (4,9%) и филе рыбное мороженое (2%). Алкогольные напитки подорожали на 1,4%, передовиком здесь стал коньяк – цена на него выросла на 2,8%. Незначительно подешевели по сравнению с октябрем 2015 года отдельные виды мясных и молочных продуктов, сахар-песок, мороженое, некоторые виды овощей и фруктов. В большей степени снизились цены на морковь и лимоны – на 10,7 и 4,7% соответственно.

«Навряд ли продукты, которые производятся в Архангельской области, будут на рынке конкурентоспособными. В Поморье много затрат уходит на производство, у нас ведь не чернозем, то есть много сил и денег уходит на разработку предприятий и земель. Даже с транспортной составляющей продукты, которые везут из других регионов, могут стоить дешевле. А цены всегда будут расти в темпе инфляции, которая у нас теперь двузначная. В этом году они вырастут значительно, а в следующем – ещё больше. Много составляющих для сельского хозяйства нужно обсчитывать в валюте. Цена будет расти не из-за рынка, а из-за общеполитических причин. Во всем мире есть проблема, как и где купить дешевле, как сэкономить. Наверное, северянам перед празднованием Нового года нужно будет зайти не в один магазин, а обойти два или три, чтобы выбрать подходящий по цене товар», – сообщил финансовый эксперт Александр Иванов.

Вне зависимости от того, какие кульбиты и в какую сторону совершает рубль, цены на прилавках магазинов стабильно ползут вверх. Особенно ощутимо походы за продуктами будут бить северян по кошельку в декабре перед самым атмосферным праздником – Новым годом. Лидерами роста перед каникулами станут такие традиционно новогодние товары, как мандарины, шампанское, сыры, красная рыба, икра и ананасы. Эти продукты, спрос на которые резко возрастает в конце декабря, могут прибавить в цене еще 5–10%. Как показывает практика, только четкая организация своих покупок, а именно ведение домашней бухгалтерии, а также осведомленность об акциях и скидках дают возможность не уйти в минус при покупке самого основного в жизни каждого человека – продуктов питания. В предновогодней суете также не стоит забывать о здравом смысле и здорово переплачивать за продукты в ближайшем к дому магазине.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, инфографика Евгения Заневского

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления