Тема приватизации жилых помещений бурлит в России уже не первый десяток лет. Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» был принят ещё в 1991 году. Он устанавливал порядок бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений.
При этом первый закон не предусматривал конкретный «дедлайн», после которого бесплатная приватизация невозможна, но в 2004 году начался многолетний «марафон», когда конечный срок стал назначаться государством и значился как «теперь точно последний». Сначала это было 1 марта 2007 года, затем 1 марта 2010, потом 2013, 2015, 2016 годы, а теперь новый федеральный закон дал россиянам подумать еще один год – до 1 марта 2017 года.
Почему так происходит, что сроки приватизации всё время переносятся? Во-первых, депутаты объясняют это тем, что большое число россиян проживает в аварийном и ветхом жилье, а по закону они не могут оформить квартиры в собственность. Также чиновники беспокоятся и о «новых» россиянах – жителях Крыма и Севастополя, и дают время, чтобы те успели собрать все документы и приватизировать своё жильё.
Давая только год на бесплатную приватизацию, государство стимулирует граждан, кто еще не оформил квартиры, сделать это быстрее. Объяснить стремление государства легко – ему невыгодно иметь жилищный фонд на своем балансе.
«Приватизация в нашей стране длится уже более 20 лет. Однако до сих пор более 20% жилого фонда в России остается в собственности государства. Причин и объяснений, почему люди не приватизируют жильё, достаточно много. Одна из основных – это конфликты и разногласия среди членов семьи, проживающих в неприватизированном жилье. Если хотя бы один член семьи против приватизации, то приватизировать эту квартиру уже не получится.
Другая категория граждан – это жильцы ветхого жилья и домов под снос. Они надеются улучшить свою жилплощадь за счет государства. Хорошо, если такой дом попал под снос по программе ветхого и аварийного жилья, но надо понимать, что в таком случае муниципалитет может предоставить жилье совсем не там, где хотелось бы. Однако шансы попасть под эту программу очень невелики, и люди десятилетиями живут в убогих условиях, когда пол проваливается и потолок кусками обваливается.
Еще одна из причин – это наш русский менталитет, откладывание всего на последний момент. С одной стороны, кажется, что приватизировать квартиру достаточно просто, нужно только желание, однако нужно найти время, чтобы всем этим заниматься», – сообщает эксперт по недвижимости Ирина Ан.
Однако всё чаще россияне спустя какое-то время после приватизации жилья прибегают к деприватизации. Архангелогородка Валентина недавно деприватизировала свою квартиру в деревянном доме. «Я сделала это потому, что наш дом стал ветхим, ему почти 60 лет, и вполне возможно, он скоро разрушится. Если моя квартира приватизирована, то я получу лишь сумму, на которую не смогу купить даже комнату. А если квартира будет значиться по найму, то мэрия будет обязана предоставить мне маневренное жилье. Продавать квартиру я не намерена, мне уже за 70, внуки и так прописаны и получат ее в случае моей смерти. Считаю, что приватизировать надо только квартиры в новостройках, они простоят долго».
Юристы обращают внимание на различие понятий «расприватизация» и «деприватизация». Под расприватизацией понимают процесс, в результате которого приватизация недвижимости признается недействительной. Для этого необходимо доказать, что в процессе приватизации жилья были допущены ошибки. Деприватизация предполагает добровольную передачу квадратных метров государству.
Причина Валентины – одна из основных, почему в Поморье люди, ранее оформившие приватизацию квартир, прибегают к их деприватизации. Жители аварийных домов надеются, что, благодаря программе по реновации и сносу ветхого жилья, они получат более выгодные жилищные условия. Ведь по закону, если здание, в котором расположена государственная квартира, идет под снос, наниматели должны переехать в жилье, площадь которого будет формироваться из расчета 12–18 кв. м на человека. В это время владельцы приватизированных квартир получат лишь равноценную по всем параметрам жилплощадь.
Ещё одной причиной является приобретение вместе с приватизированным жильём налога на недвижимость. В то время как наниматели квартир у муниципалитета избавлены от уплаты данного налога, владелец собственности обязан уплачивать налог ежегодно. С 2015 года для его расчёта применяется не инвентаризационная, а кадастровая стоимость жилья, что не выгодно для жителей крупных городов. «Что касается деприватизации с целью расселения из ветхого жилья – это самая сильная мотивация отказываться от собственности на жилье. И где-то, наверное, мотивированная. Но не надо забывать, что бесплатная приватизация продлена до 2017 года. И не факт, что будет дальнейшее ее продление. У пользователя муниципальным жильём ограничены права на распоряжение. Но при этом, конечно, не стоит забывать, что до 2017 года должна закончиться программа расселения "аварийщиков". Тех, чьи дома таковыми были признаны до 2012 года. Пока нет механизма включения в указанную программу жильцов, чье жилье признано аварийным после этого срока. А это значит, что необходимость деприватизации и дальнейшее предоставление благоустроенного жилья взамен аварийного будет осуществляться только через суд. Этими аргументами должны руководствоваться граждане при выборе своего вектора», – считает депутат Архангельского областного Собрания депутатов Юрий Шаров.
Конечно, приватизация жилья – дело добровольное, и каждый сам должен решать, что ему выгоднее. Если ваш потолок сыплется на голову, а дом включён в программу расселения, то, конечно, стоит верить в милость муниципалитета и дожидаться улучшения жилищных условий. Только стоит помнить, что неприватизированным жильём человек не может никак распоряжаться, в то время как собственник приватизированной квартиры может её продать, подарить, завещать, сдать в аренду или отдать в залог. Однако многократный перенос конечной даты бесплатной приватизации жилья заставляет задуматься: не играет ли с нами государство в какую-то «слепую» игру и не появятся ли в этой игре новые правила, когда бесплатная приватизация всё-таки станет невозможной. Например, космические налоги на имущество или другие финансовые лазейки. Взвесив все за и против человек сам должен решить, в каком месте ему поставить запятую в предложении «приватизировать нельзя оставить».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, инфографика Евгения Заневского