Город Архтралфлот: сокращения вместо обещаний

Архтралфлот: сокращения вместо обещаний

Старейший траловый флот на Севере России несколько лет не перестает привлекать к себе внимание общественности. Двумя годами ранее длинная история с приватизацией, увольнением сотрудников и правительственным социальным контрактом волновала работников предприятия и жителей региона. В начале 2016 года из-за скандала с очередным сокращением докеров в порту.

Архангельская область снова «прославилась» на всю страну, но опять в «дурном» свете. Поморье попало в рейтинг «горячих точек» России из-за двух причин, одной из которых как раз стало сокращение докеров на АТФ. В феврале этого года 11 человек лишились работы.

Приватизация «со скрипом»

Сам процесс «разгосударствления» Архтралфлота и передачи его в частные руки проходил с изрядными проволочками, растянувшись более чем на год. Однако в конце января 2014 года 100-процентный пакет акций ОАО «Архангельский траловый флот» был передан мурманской компании ООО «Вирма». По решению акционера генеральным директором Архангельского тралового флота назначен Алексей Заплатин. Он хорошо известен на Севере как руководитель ООО «СЗРК–Мурманск», исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум». В 2012 году Алексей Заплатин был избран заместителем председателя правления Союза рыбопромышленников Севера.

Приватизация АТФ наделала в регионе много шума, так как многие полагали, что это способ вывести предприятие из области. Однако, по мнению специалистов рыбной отрасли, приватизация стала единственным шансом спасения предприятия от дефолта. Тогда между собственником и правительством Архангельской области было заключено соглашение, благодаря которому региональная власть сможет контролировать компанию до 2018 года.

«Соглашение действует, со стороны Тралфлота выполняются все обязательства. Тралфлот работает – заказы на ремонт судов расписаны на год, а раньше предприятие приносило огромные убытки. Сейчас идут переговоры с крупной фирмой "Доброфлот". Их судно зайдет летом на разгрузку в АТФ», – рассказал региональный министр АПК и торговли Алексей Коротенков.

Сокращение рабочих

В 2014 году береговых сотрудников Маймаксанского участка порта пытались сократить впервые, однако такого сценария удалось избежать. Тогда, по словам работников, руководство давило на них, чтобы выжить с предприятия профсоюзную организацию. В конце 2015 года докеров с Архтралфлота все-таки «попросили», не выплатив премии и тринадцатую зарплату. С некоторыми нарушениями согласна и региональная прокуратура. В ответе на официальный запрос 29.ru сказано: «В ходе ранее проведенных прокуратурой Архангельска и Государственной инспекцией труда области и НАО проверок доводы о невыплате работникам премий за ноябрь и декабрь 2015 года подтвердились, по данным фактам приняты меры инспекторского реагирования».

По решению индивидуальных правовых споров прокуратура посоветовала обратиться в суд. По сообщению самих работников, изначально из зарплаты были убраны надбавки за вредность, а потом, вслед за надбавками, зимой исчезла и сама профессия – «докер-механизатор с Маймаксанского участка порта». Кто же теперь будет производить разгрузку судов? Ведь, по сообщению самого руководства АТФ, с открытием навигации работа на предприятии будет кипеть полным ходом.

Нагнетает обстановку ещё и ситуация с «гастарбайтерами». Докеры рассказали 29.ru о присутствии на предприятии во время разгрузки судов посторонних людей. Эту же информацию подтверждает рассказ Вячеслава Калинина, опубликованный «Правдой Севера». Мужчины без паспортов – в большей степени больные люди (алкогольная, наркотическая зависимость) трудились в АТФ с июля по октябрь, не получая денег за работу.

«Было видно, что работать им трудно, они к такому не приспособлены – коробки очень тяжелые, иногда они с большим трудом могли их поднять», – рассказал один из попавших под сокращение докеров Александр Морозов.

Сотрудники без нужной подготовки, без оформления, без заработной платы вместо бригады докеров, отработавших в порту более 20 лет. В данной ситуации прокуратура ничего предосудительного не увидела. «Оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении общества не установлено», – говорится в ответе на официальный запрос редакции сайта.

Работники решили обратиться в суд

«Сейчас мы судимся с АТФ по двум пунктам: во-первых, это восстановление в должности, по сути, профессию "докер" с Маймаксанского участка порта ликвидировали, а не просто нас сократили. И второй пункт – это выплата премий», – говорит Александр Морозов.

После приватизации началась модернизация и оптимизация – они, как известно, ходят парой. Вместе с модернизацией порта стали забываться социальные обязательства, о которых так много говорилось в период приватизации. Теперь докеры вынуждены отстаивать свое право на работу в суде.

Руководство АТФ парирует – документы в порядке. «В полном объеме выполняются и условия акционерного соглашения, заключенного между собственником АТФ и администрацией Архангельской области, что ежеквартально подтверждается протоколами совета директоров акционерного общества, в состав которого входят и представители обладминистрации», – говорится на сайте АТФ.

В рамках акционерного соглашения допускается сокращение не более пяти процентов численности работников предприятия в течение полугода.

Сокращение докеров на Маймаксанском участке руководство АТФ объясняет следующим: «Решение не сиюминутное. После приватизации прошло два года. Две перспективных навигации, когда рыбный порт тралфлота в Маймаксе набирал обороты. И две тяжелых зимы, когда простои докеров "съедали" то, что зарабатывалось летом. Грузооборот рыбного порта увеличился в разы, траулеры, как челноки, работали на линии Архангельск – Баренцево море с весны до поздней осени. А зимой – тишина, потому что порт – замерзающий, и пробиваться к нам через ледяные торосы готовы немногие рыболовецкие компании».

Интересно, что на сайте АТФ обсуждаются материалы журналистов про сокращения в порту, ведь в феврале об увольнении докеров писали многие СМИ, в том числе и федеральные.«Сейчас идет активный поиск партнеров из других регионов, включая Дальний Восток. Так что это "информационное лыко" явно не "в строку" Поморья. Архангельский траловый флот сегодня – один из крупнейших налогоплательщиков Архангельска. За год после приватизации компания не только погасила миллиардные долги, но и получила огромную прибыль, налоги на которую пошли в бюджет региона. АТФ подписал с Выборгским судостроительным заводом соглашение о строительстве линейки рыболовных судов. В 2018–2019 годах Архангельский траловый флот пополнится четырьмя траулерами последнего поколения. Новые траулеры – для Архангельской области, для северян. Так что тралфлот по-прежнему наш. Зачем же выживать компанию из региона?»

Но непонятно, кто, по мнению пресс-службы, выживает АТФ из региона? И зачем? Пока ясно только одно: как всегда пострадали люди – работники порта, которые вынуждены сами, без адвокатов и грамотной юридической помощи, в суде отстаивать своё право на работу только для того, чтобы «продержаться» в родном порту и продолжить обеспечивать свои семьи, некоторым до пенсионного возраста осталось меньше четырех лет. Сама же сложившаяся ситуация вокруг АТФ портит не только имидж предприятия, но всей Архангельской области в целом.

Архангельский траловый флот – старейший флот на Севере России, создан в 1920 году. Сейчас у АТФ есть восемь судов, береговая структура: грузовой участок, склады, холодильники, рыбоперерабатывающий завод.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления