О том, что заполонившие Архангельск автобусы половинчатой вместимости, производимые на свет божий в нижегородском Павлово (они же – знаменитые на всю страну пазики), стали объектом раздражения основной части горожан, сказано, написано и снято предостаточно. Пазиковское засилье не проклинает, наверное, только ленивый – слишком уж много претензий и нареканий накопилось к данной марке транспорта.
Лично у меня факт того, что 90 процентов архангельского пассажиропотока перевозится ПАЗами, тоже не вызывает абсолютно никаких позитивных эмоций. Это еще мягко говоря. Нас, местных жителей, не поинтересовавшись, одним махом лишили альтернативы в выборе средства общественного передвижения. На маршрутных линиях остались единицы нормальных муниципальных автобусов – больших и комфортных, отвечающих требованиям городского формата. Пазики же понижают наш статус до деревенского уровня, когда город перестает быть городом. Вообще в далеком 1989 году массовый выпуск машин Павловского автозавода изначально ориентировался на нужды села. Именно глубинку планировалось щедро снабдить поволжской четырехколесной продукцией. Но коммерциализация рынка транспортных услуг внесла свои коррективы: на пазики сели жители российских городов. Причем очень нехило сели.
Ездить в ПАЗах противно, неудобно и, как свидетельствуют сводки экстренных служб, небезопасно. Страшные кадры любительского видео с пылающим автобусом павловского производства на Троицком проспекте облетели весь Архангельск. Счастье, что обошлось без жертв. А еще пазовский персонал, как правило, здорово хамит пассажирам. Свидетельствую стопудово, поскольку целый год проездил на работу в центр с Левобережья. Окраинные рейсы – это, конечно, что-то с чем-то. Особенно по утрам. Хотя на маршрутах «ближнего радиуса» агрессивных кондукторов с матерящимися водителями тоже предостаточно. Так что по сему обстоятельству Архангельск вполне можно ассоциировать с деревней Гадюкино.
Само собой, пазики являются бичом не только столицы Поморья. Однако обитатели других облцентров в состоянии полноправно решать, чем именно им добираться на работу и домой. Возьмем, к примеру, Нижний Новгород, где пресловутых пазиков тоже будто грязи на заднем дворе (еще бы, ведь их клепают аккурат поблизости). Как и архангелогородцы, нижегородский люд отлично знаком с безумным лихачеством водил, раздражающими давками в салонах, наглыми билетерами и прочими атрибутами изысканного пазовского сервиса. Но, в отличие от нас, волжане имеют право послать все вышеперечисленное к чертям собачьим и предпочесть ему достойную замену – вместительные автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.
В Архангельске же народонаселение лишено подобных вольностей: трамвай у нас выкорчевали в 2004 году, затем окончательно добили троллейбус, резко сократили количество многоместных автобусов. Появление метрополитена, ясен пень, из разряда запредельной фантастики. Короче, сделано все возможное для безграничного владычества пазиков. Есть у нас еще и так называемые «маршрутки», в точности копирующие методы работы ПАЗов. Только за более высокую цену. Кстати, регулярные требования автобусных перевозчиков разрешить им повышение тарифов выглядят откровенным издевательством. Лично я не дал бы за их работу и половины той суммы, которую они взимают сейчас за проезд.
Во времена моего детства-отрочества по дорогам бегали автобусы марки ЛиАЗ-677, такие желтые и вонючие, если кто помнит. Не случайно острословы окрестили их «скотовозами». Мне тогда виделось в страшном сне, что вдруг настанет момент – и не будет в Архангельске ни трамваев, ни троллейбусов, а останутся одни ненавистные «скотовозы». В итоге не стало ни тех, ни других, ни третьих. Всех их победили и вытеснили пазики. Поэтому периодически ловишь себя на мысли о том, что город находится в состоянии оккупации, а его завоевателями и поработителями выступают карликовые автобусы из Павлово, диктующие архангелогородцам свои правила. Хотя, дело, конечно же, не в самих пазиках, а в тех, кто их нам навязал.
Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ». Сейчас – руководитель службы новостей сайта 29.ru.