По данным правительства Архангельской области на 1 января 2016 года, в Поморье проживает 223 832 ребёнка, из них 4800 детей – сироты (что составляет 2% от общего количества детского населения). В семьях опекунов находится 3554 ребенка, что составляет 70% от общего количества детей-сирот, в том числе в приемных семьях – 1493 ребенка. В 25 детских домах, интернатах и домах ребенка воспитывается 1246 детей.
Конечно, область проводит мероприятия, нацеленные на сокращение сиротства, и они дают определённые результаты. Благодаря пропаганде семейных форм устройства детей-сирот, их численность в Архангельской области сократилась с 2025 (в 2012 году) до 1246 (в 2015 году). В 2015 году 714 воспитанников детских домов и интернатов обрели семью. Также на портале правительства Архангельской области можно воспользоваться удобной базой данных детей-сирот. Сегодня там размещены анкеты 303 детей, где есть все необходимые данные о ребёнке: его возраст, цвет волос и глаз, психологическая характеристика. У некоторых ребят есть целое портфолио: фото, видео, информация о том, что ребёнок любит, чем интересуется, а также краткая информация от педиатра – какие заболевания ребёнка беспокоят.
«Мы с мужем долгое время пытались стать родителями, но по медицинским показателям это не получилось сделать. Измучавшись, мы решили, что, наверное, наша задача – пойти другим путём и взять в семью ребёночка из детского дома. Конечно, в России эта процедура не простая и не быстрая, но пройдя все бюрократические препоны, мы забрали Лерочку к нам. Конечно, все детки, когда-то оставшиеся без родителей, не простые в психологическом плане: при всей активности временами они замкнуты, недоверчивы, подозрительны. Но мы уверены, что преодолеем это вместе, дочка, кроме школы, посещает кружки и профессионально занимается танцами. Плотная занятость помогает сократить отставание в развитии, которое было поставлено при выходе из детского дома. Уверена, что наша дочка вырастет полноценным, а главное, любимым и любящим человеком», – делится архангелогородка Светлана Зыкова.
В Архангельске, кроме детских домов, существует специализированный Центр охраны прав детства, призванный оказывать комплексную помощь малообеспеченным семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Центр включает в себя несколько отделений: круглосуточного пребывания детей школьного возраста, круглосуточного пребывания детей дошкольного возраста, дневного пребывания детей и социального сопровождения семьи, а также отделения защиты прав детей от насилия. Сегодня на круглосуточном пребывании в центре находятся 64 ребёнка, ещё 15 ребят посещают дневную группу. Также на попечении организации находятся целые семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, которых, к несчастью, немало.
В Архангельске до недавнего времени существовало два отделения групп дневного пребывания детей из малообеспеченных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию: на Троицком проспекте и в Исакогорском округе. После школ ребята приходили в центр, где с ними занимались специалисты: делали домашнее задание, обеспечивали досуг. Только после этого ребята возвращались к семье. Оба этих отделения охватывали практически весь город: грубо говоря, правый и левый берег Северной Двины. Однако в конце 2015 года структура претерпела изменения: из муниципальной собственности центр перешёл в областную, в связи с чем произошла оптимизация – группы дневного пребывания на Троицком 96/2 перестали существовать. Сотрудников уволили, а детям, нуждающимся в дневном присмотре, предложили ездить на другой конец города. Конечно, большинству это совсем неудобно, поэтому дети теперь предоставлены после школы сами себе.
«Наш центр на Троицком обеспечивал занятостью после школы ребят из Ломоносовского и Октябрьского округов. Детей к нам отправляли по ходатайству школ, а также территориальных отделов опеки и попечительства. В сентябре прошлого года сотрудников поставили перед фактом: центр на Троицком будет закрыт. Конечно, всё было сделано согласно законодательству, нам предложили рабочие места в Исакогорке, но большинству работников пришлось отказаться, потому что многие живут далеко и добираться на двух автобусах каждый день очень тяжело.
Когда центр закрывали, плакали и сотрудники, и дети. Для них это место было отдушиной, где над ними никто не смеялся, не задирал – все были равны. По сути, ребята, которые находились у нас, – это дети-одиночки, их воспитывают бабушки, некоторых – только папы, у них нет друзей. У многих нет дома элементарных условий, чтобы выполнить домашнее задание. Летом у нас был лагерь дневного пребывания, множество мероприятий, а сегодня ребята, посещавшие центр на Троицком, предоставлены сами себе, они шатаются по улицам, дай Бог, кто-то посещает кружки, и то, если они бесплатные. Адаптация тяжело проходит и у них, и у нас – бывших сотрудников. Ребята до сих пор звонят, нуждаются в разговорах с нами хотя бы по телефону. Каждый раз после бесед с ними на глаза наворачиваются слёзы», – рассказывает бывший сотрудник Центра охраны прав детства.
Согласно статистическим данным, в России сиротами являются 645 тысяч детей (в два раза больше населения Архангельска). Самое страшное, что из этих ребят только 16% остались без родителей в связи с их смертью, а 84% детей являются «социальными сиротами», родители которых живы, однако по каким-либо причинам (чаще всего, необъективным: алкоголизм, наркомания, преступность) заботиться о потомстве не могут.
Несмотря на все старания педагогов, социальных работников, воспитателей, учителей, опекунов и приёмных родителей, большинство детей-сирот так и остаются неприспособленными к жизни и не могут адаптироваться в обществе. 33% детей, оставшихся без попечения родителей, в дальнейшем становятся алкоголиками и наркоманами; 40% совершают те или иные преступления; 10% заканчивают жизнь самоубийством и только 10% успешно адаптируются в обществе. В статистику не входят дети-беспризорники, так как ни одно ведомство в России не имеет точных данных.
Понятно, что в условиях кризиса требуется оптимизация во многих учреждениях, однако когда дело доходит до детей, стоит задуматься. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и так во многом обделены. Только если благополучие – в руках взрослых, то дети пока ещё не могут управлять ситуацией. Не получается ли так, что мы во все трубы трубим: «нужно помогать обделённым», «оказывать помощь детям-сиротам», при этом отбирая у них самое малое, что можно дать: комфортные условия хотя бы на несколько часов в день, горячую еду и общение, критически им необходимое. Ребята, ранее находившиеся после школы в Центре охраны прав детства на Троицком, сегодня после школы бродяжничают (и то, которую регулярно прогуливают), выпрашивают у прохожих деньги якобы на проезд. Получается, что их судьба не особо интересует родителей, а теперь не волнует ответственные за это службы, город и область в целом. Ребята с детства остаются предоставленными сами себе, и в будущем не стоит удивляться, почему из них вырастают маргиналы и преступники.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com