Вчера завершилась изрядно затянувшаяся судебная эпопея о банкротстве флагмана архангельской лесопромышленной индустрии – ОАО «Лесозавод №3». Ломоносовский райсуд Архангельска вынес приговор двум виновникам краха некогда успешного и процветающего предприятия. Правда, самому лесозаводу от этого уже легче не станет – остается лишь вспоминать его добрым словом.
Людьми, развалившими до основания гигант ЛПК, стали двое депутатов (один из них бывший). Виталий Граф (некогда заседавший в Архангельском горсовете) и Сергей Мышковский (представитель «Единой России» в областном Собрании) получили в качестве воздаяния за содеянное по шесть с лишним лет колонии общего режима каждый. Плюс обоим предстоит выплатить по полмиллиона «штрафных» рублей. Отнюдь не мягкий вердикт суда стал в определенной степени неожиданностью, ибо многие думали, что фигуранты отделаются банальной «условкой». Ан нет, не прокатило.
Примечательно, что Сергей Мышковский – уже второй по счету депутат регионального парламента нынешнего созывы, который отправился на зону. Ранее на скамье подсудимых оказался Александр Савкин, обвиненный в хищениях, злоупотреблении полномочиями и подкупе. Суд «впаял» народному избраннику 12 лет колонии строгого режима, однако приговор был обжалован, дело пошло «на второй круг» и ожидает нового рассмотрения. Если же рассматривать общую историю депутатских «посадок», то нельзя не вспомнить наделавший много шума процесс Алексея Пеункова – самого богатого регионального парламентария созыва 2009–2013 годов. Позапрошлой зимой миллионер Пеунков был осужден на 23 года «строгача» за спланированное убийство двух архангельских предпринимателей.
Но вернемся к многострадальному лесозаводу №3, вспомнив основные этапы его агонии. Парадокс: предприятие выстояло в критические 1990-е, но не пережило относительно благополучных 2000-х. Капитально затрясло его в августе 2012 года, когда трудовой коллектив перестал получать заработную плату. С 1 сентября было остановлено производство. Все трудящиеся предприятия приказом генерального директора (Виталий Граф) были отправлены в простой. Несмотря на оптимистичные заверения руководства в том, что предприятие вновь встанет на ноги, в начале января 2013-го новым «графским» приказом оставшийся трудовой штат – около 300 человек – был уведомлен о сокращении.
Примерно через месяц Граф был привлечен к административной ответственности и дисквалифицирован сроком на один год. А в июне он вместе с Мышковским попал под следствие. Было установлено, что депутаты вступили в сговор с целью хищения комбинатского имущества путем обмана.
Было установлено, что Граф в период с июня 2012 года по июнь 2013 года при пособничестве Мышковского намеренными действиями привел ОАО «Лесозавод №3» к банкротству, остановке производства, распродаже производственного оборудования и недвижимого имущества. Также бывший гендиректор причинил крупный ущерб добросовестным кредиторам организации на сумму свыше 755 миллионов рублей.
Кроме этого, в результате совместных действий тандема Граф-Мышковский у ОАО «Лесозавод №3» образовалась кредиторская задолженность перед подконтрольными Мышковскому коммерческими организациями на сумму свыше 529 миллионов рублей, которую подсудимые путем обмана и злоупотребления доверием рассчитывали получить в ходе банкротства лесозавода за счет реализации имущества. Однако довести задуманное до конца у преступного дуэта не получилось – в происходящее вмешалась полиция.
Интересная деталь: пребывание под уголовной статьей ничуть не отразилось на политической карьере господина Мышковского. В сентябре 2013-го (уже после возбуждения дела) он как ни в чем не бывало переизбрался в новый состав областного Собрания от Шенкурского одномандатного округа. Очевидно, что ввиду последних событий с мандатом ему все-таки придется расстаться – как ни крути, но за решеткой выполнять наказы избирателей довольно проблематично.
Руководитель сайта «Архсвобода» Николай Прокофьев считает приговор тандему Граф-Мышковский образцово-назидательным, но допускает его смягчение при повторном рассмотрении дела.
«Это показательный вердикт, чтобы остальные сделали для себя выводы. Да, срок достаточно суровый, но лично я результатами следствия недоволен. Считаю, что само расследование остановилось на середине дороги. Cамого главного – куда делись деньги – так и не выяснили. А то как получается: и завод встал, и люди безработные, и все концы в воду. До серых-то кардиналов не докопались. Нет, я не умаляю вины Графа с Мышковским – они, конечно же, виновны. Но, уверен, что не они одни. Да и наказание им может быть уменьшено при повторном рассмотрении дела. Прецеденты уже есть – вспомните историю с Савкиным. Короче, я остаюсь при своем мнении: дело недоработано», – подытожил Николай Васильевич.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com