В Стамбуле на очередной сессии ЮНЕСКО рассматривали тему инфраструктуры Соловков. По планам, на территории архипелага должны появиться такие объекты как аэропорт и гостиница для того, чтобы святое место могли посетить толпы туристов. Так как это особо охраняемая территория, то все планы постройки должны пройти согласование ЮНЕСКО, чтобы строительство новых объектов не навредило древним памятникам архитектуры и живой природе. Соловки нельзя рассматривать как обычное муниципальное образование.
Директор департамента госохраны культурного наследия Минкультуры РФ Владимир Цветнов обратил внимание на ситуацию с Соловецким заповедником, вопросы по сохранности которого появились в связи с проектом развития туристической инфраструктуры. Программа облагораживания Соловков рассчитана на 2014–2019 годы, её цель – создание комфортной среды для проживания населения и приёма паломников и туристов на Соловецком архипелаге, сохранение уникального природного комплекса островов. На текущую сессию ЮНЕСКО были вынесены три объекта строительства – это проект реконструкции Тамариного причала, комплекс очистных сооружений и здание Соловецкой муниципальной бани. Специалисты оценили степень воздействия каждого объекта на памятник мирового значения и пришли к выводу, что стоит разрешить данное строительство.
Также с экспертами делегация Архангельской области обсудила ряд других важных вопросов. В частности проект строительства на Соловках нового аэропорта. В СМИ просочилась информация о строительстве данного объекта на островах.
«Экспертам ЮНЕСКО мы объяснили, что строительство аэропорта в настоящее время не ведётся. Пока нет даже утверждённого проекта, а есть лишь эскиз, который будет проходить оценку в соответствии с утверждённым планом ЮНЕСКО», – рассказал заместитель руководителя агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области Евгений Тютюков.
Сами туристы, посещающие заповедные места жемчужины Русского Севера, оценивают состояние существующей инфраструктуры как неудовлетворительное.
«На Соловках шикарная природа и непередаваемая духовная атмосфера, а вот с инфраструктурой полный швах. Как можно говорить об архипелаге как о вселенской туристическо-паломнической мекке, если там нет даже централизованного водопровода? В самом поселении не чувствуется хозяина – повсюду неустроенность и запущенность. Пыльная грунтовка, ветхие деревяшки, от вида которых выть хочется, отсутствие нормальных прогулочных зон и элементарных объектов туристической инфраструктуры. Если область планирует сделать Соловки своей жемчужиной, то она должна вложить в благоустройство этой территории огромные средства. Скорее, даже тут за дело необходимо взяться федеральному центру. Только капитальная реконструкция поможет привлечь сюда большое число путешественников. А при нынешнем положении дел дороговизна соловецкого тура совсем не отвечает качеству», – рассказал турист Анатолий Дерягин, недавно побывавший на Соловках.
В этом году облик Соловецких островов освободят от диссонирующих объектов. Список построек, которые должны быть снесены, также утвердили на сессии. В настоящее время их насчитывается около 15. Наиболее крупные из них – это здание Соловецкой больницы и старой дизельной станции.
Прокомментировал тему строительства на Соловках бывший главный архитектор Поморья Дмитрий Яскорский.
«Здесь всем нужно понимать, что возможности для приема на Соловках массового туриста без вреда для природы у нас нет. Соловки – это не Сочи. Сейчас Соловецкий архипелаг принимает около 40 тысяч туристов в год. Эта цифра уже приближается к критической, максимум, чтобы не нанести вред природе островов, можно принимать до 50 тысяч туристов в год. Но это не значит, что путешественники, посещающие остров, должны находиться в таких условиях, как сейчас. В первую очередь мы нуждаемся в современной системе очистки канализации – с этого нужно начинать, нет устойчивого водоснабжения поселка. Это базовые проблемы, которые нужно было решать ещё вчера. Второй вопрос – это энергетика. Есть понимание, как это сделать безопасно. Я говорю про подводный силовой кабель. Федеральное министерство энергетики пока не может пойти на это, так как этот проект очень затратный. Нам предлагают развивать сеть дизельных электростанций, но навряд ли это поддержит ЮНЕСКО. Аэропорт на Соловках очень старый, его всеми силами поддерживает второй авиаотряд, за что им огромное спасибо. По этому поводу возник нездоровый ажиотаж вокруг того, чего ещё нет. Пока есть только планы на строительство аэропорта. Нам не нужно здесь строить Внуково или Домодедово, такого размера аэропорта и его взлетной полосы достаточно, необходимо просто провести реконструкцию», – рассказал Дмитрий Яскорский.
В ближайшие годы Соловки ждут масштабные преобразования. Это строительство новой школы, больницы, детского сада, дома культуры, реконструкция причальных сооружений, взлётно-посадочной полосы. И каждый из этих объектов перед строительством должен пройти несколько экспертиз и получить согласие ЮНЕСКО.
Фото: Фото Алексея Морозова