Я не верю социальным сетям. Все это обилие фотографий – не документальный архив нашей эпохи, а, скорее, фотошоп всея Руси. Причем не обязательно что-то на снимке стирать или подтягивать. Достаточно умело кадрировать реальность – обрезать ненужное, чтобы исказить представление окружающих о своей жизни.
В соцсетях все счастливы. Веселые, здоровые, красивые, влюбленные, обеспеченные, стильные. Мы, казалось бы, ничего не скрываем – что мы съели, с кем встретились, что купили, сколько блинов добавили на штангу. Почему никто не демонстрирует, сколько книжек прочитал? Сколько собак по дороге домой с работы встретил? Сколько раз сходил в туалет? Какая-то неслучайность и даже избирательность есть в ведении открытых аккаунтов. И поэтому какие-то они вовсе не открытые.
Иногда мне хочется заглянуть за границы чужих модных селфи. Возможно, там будет детский горшок, засохшая герань, кабачки в трехлитровой банке, рваный носок, подгоревшие драники, крем от прыщей на трюмо, мятая мужская футболка. Там будет все то, что ловко прячут авторы постов в стиле «лакшери», и то, что по факту и есть наша жизнь. Настоящая.
Что же абсолютно «случайно» окажется на фоне парадного фотопортрета? Новые найки, макбук, интерьер хипстерской кафешки. Ни в коем случае не ковер! А ведь ковер – это целый символ эпохи! Мозаичный фрактал, как и все наше интернет-бытие, – бесконечные однотипные повторяющиеся изображения. Именно на фоне ковра сделаны самые честные селфи с первых мобильных камер.
Еще недавно люди смеялись над рукой в кадре и губами уточкой, сегодня народ покупает селфи-палки и вакуумные банки для губ. Знакомая приобрела себе эту чудо-банку, губы разбухли, она обвела их карандашом, накрасила помадой и отправилась покорять мужские сердца. Через час отек (да, вот и весь секрет) сошел, и она превратилась в Куклачева с обведенным за контуром ртом. Главное успеть сделать эффектное фото! И поставить хештег #сегодня_я_Джоли.
Что касается селфи-палки, она, конечно, выручает путешественников, экстремалов, помогает нам увидеть то, что мы никогда бы не увидели своими глазами – спуск с отвесной скалы или город с высоты шпиля башни... Только вот… Сколько у вас знакомых экстремалов? А сколько знакомых с селфи-палками? В большинстве случаев селфи-палка – это одиночество. Или скука. Селфи-палка – тоже символ, новой уже эпохи – постковровой. Эпохи тех, кто видит себя чаще на дисплее, чем в зеркале. Тех, кто не замечает ничего за пределами фото. Каюсь, я тоже порой становлюсь заложником этого менталитета и тогда задаю себе вопрос: зачем я сейчас фотографируюсь на фоне озера? Почему бы просто не наслаждаться его красотой? Нет, ну никто же не поверит, что ты была в таком живописном месте, да в таком замечательном расположении духа!
И вот, что я думаю: вся эта интернет-фотогонка – попытка доказать кому-то, что ты счастлив. Или доказать это себе самому? «Стоп, как это работает?» – спросит поколение постарше. Объясню: был ужасный день, вы хмуритесь и нервничаете по пустякам. И вот открываете свой профиль и перематываете приятные моменты. Это фото-документалка про себя самого, из которой вырезано все плохое.
И как долго продлится этот байопик про каждого из нас? Не хочу торопить время, но мне страшно представить, как мы, только уже старенькие, будем вести репортажи из своей реальности. А, может, годам к 70 мы полюбим жизнь такой, какая она есть? И перестанем фильтровать и кадрировать? И появятся в ленте новые челюсти в стакане, коллективное фото с бабульками, сделанное с селфи-клюшки, и хештеги типа #навязала_носков_для_внуков.
Елена Ионайтис окончила САФУ имени М. В. Ломоносова по двум направлениям – «журналистика» и «филология». С профессиональными интересами определилась, работая в «Газете Архангельск», где писала на темы медицины, экологии, экономики и бизнеса, краеведения Архангельской области, международной политики, северной культуры, доступности социальной среды и другие. Елена иллюстрирует публикации авторскими зарисовками, чаще всего ироничными и абсурдными.
Фото: Рисунок Елены Ионайтис