RU29

754мм 74%
USD 92,26
EUR 99,71
Город Страна и мир В России создадут систему отслеживания опасных астероидов

В России создадут систему отслеживания опасных астероидов

Совет Российской академии наук по космосу согласовал параметры проекта создания системы мониторинга космических тел, приближающихся к Земле. Научно-исследовательские работы «Система обнаружения дневных астероидов» (СОДА) и «СОДА-обнаружение» начнутся в 2017 году. Предполагается, что построенная система позволит обнаруживать небесные тела диаметром более 10 м за четыре часа до предполагаемого времени входа в атмосферу.

В протоколе решений Совета РАН по космосу говорится, что цель НИР СОДА – обнаружение и мониторинг опасных небесных тел, приближающихся к Земле со стороны Солнца. Бюджет НИР на 2017 год – 10 млн рублей. В рамках НИР «СОДА-обнаружение» планируется математическое моделирование работы космического комплекса СОДА, бюджет этого проекта – 2,5 млн рублей. Головным исполнителем этих работ выступает Институт астрономии РАН (ИНАСАН).

«Челябинский метеорит в 2013 году наглядно показал, что никакими наземными средствами невозможно обнаружить космическое тело, приближающееся к нам со стороны Солнца, – говорит научный руководитель ИНАСАН Борис Шустов. – Оптические инструменты засвечиваются, а радиотелескопы обычно рассчитаны на обзор в пределах нескольких тысяч километров от Земли. Вероятность, что такое тело, как челябинский метеорит, разрушит город, конечно, мала. Но предупреждать о таких событиях нужно. Поэтому перед экспертной группой по космическим угрозам стояла задача предложить средство обнаружения тел, приходящих с дневного неба».

Проект СОДА предусматривает строительство космического аппарата, который отправят в одну из точек Лагранжа – L1, находящуюся между Землей и Солнцем на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Там планируется разместить телескоп, который будет осматривать пространство вокруг Земли, поле его «зрения» будет конусообразным.

«В этот конус будут попадать все тела, приближающиеся со стороны Солнца. Расчеты показывают, что десятиметровые тела обнаруживаются телескопами с апертурой 30 см в оптическом диапазоне, поэтому сверхсложной и дорогой технологии тут не требуется, – пояснил Борис Шустов. – Полезная нагрузка такого аппарата будет примерно 50 кг, а масса платформы около 100 кг. По сути, это микроспутник. Стоимость создания аппарата и наземного комплекса нами оценивалась примерно в $100 млн».

По словам научного руководителя ИНАСАН, требуемый космический аппарат может быть построен из уже существующего оборудования, которое доступно и его можно приобрести, ничего принципиально нового изобретать не придется, пишет газета «Известия».