RU29
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Архангельске
Погода+16°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +15

0 м/c,

764мм 72%
Подробнее
0 Пробки
USD 89,82
EUR 99,72
перейти к публикации
60 комментариев к публикации

Туризм по-христиански: в епархии открылась паломническая служба «Архангел»

Гость
18 ноября 2016, 13:33
Как Христос относился к таким служителям ,которые спекулируют на телах святых :Евангелия от Матвея :(23 ,29).Христос сказал :Горе вам ,книжники и фарисеи ,лицемеры ,что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников.Вторая заповедь Божья гласит :Не сотвори себе кумира ,а не подобия ,что на небесах в верху .И что в земле в низу ,и что в воде и что под землей ,не покланяйся им и не служи им. Первое послание св. Апостола Павла к Коринфянам :(15 ,50) Но то скажу вам ,братия что кровь и плоть не могут наследовать Царствия Божия ,и тление не наследует не тление . Соборное послание св.Иуды :1 ,9 Михаил Архангел ,когда говорил с Диаволом , споря о Моисеевом теле ,не смел произнести укоризненного суда,но сказал : "да запретит тебе Господь " И свидетельство запрета Господа то, что тело Моисея и сегодня не найдено .Пятая книга Моисеева : повторение закона 34,6 .И погребен (Моисей ) на долине в земле Моавитской против Ветфегора ,и никто не знает места погребения его до сего дня
Гость
18 ноября 2016, 14:48
Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея (4 Цар.13:21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милости пророка Илии. В Деян.19:12 рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов. Как в соединении с душою святые были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим
Гость
18 ноября 2016, 14:51
Гоша, не притягивай за уши слова Библии. Запрета на почитание мощей в Библии ты не найдешь.
Гость
18 ноября 2016, 15:41
Гость
18 ноября 2016, 15:41
Гоша, не притягивай за уши слова Библии. Запрета на почитание мощей в Библии ты не найдешь.
В новом католической энциклопедии признается : "бесполезно искать основания для культа мощей в Ветхом Завете ,и в Новом Завете тоже мало ,что говорится о мощах . Согласно указанию Бога ,тело умершего человека считалось не чистым ,люди не должны были прикасаться к нему (Числа 9:6 ;Иез,44:25).По закону ,если человек прикасался к умершему ,а затем ,например входил в Храм такого человека следовало казнить через побивание камнями ..Подобный поступок считался тяжким грехом .Это означает ,что любой труп "какого бы то ни было человека " ,праведного или нет - не только не может претендовать на некую святость ,но наоборот ,в глазах Бога является чем то не потребным Иисус также подтвердил данное обстоятельство ,когда сравнил кости мертвецов со всякой нечистотой (МФ23 :27)Показательный пример Царя Иосии ,который использовал кости умерших людей ,чтобы осквернить жертвенник идолопоклонников.
Гость
18 ноября 2016, 10:35
Вообще то ,в законах страны тоже не где не сказано, что оно бы поощряло бы убийство и воровство .Однако и государство и Церковь благословляют убийство на войне .Разве Христос не учил непротивлению насилию. Если учил то почему священники благословляют солдат на войну .Это результат того ,что Церковь ищет опору и защиту не у Бога ,а у государства.В Евангелии сказано "НЕ УБИЙ","Взявший меч от меча и погибнут""Любите врагов ваших" Где в Библии можно прочитать о том ,что Бог наставлял поклонятся костям и телам усопших ,хотя они и жили праведно .Но сказано Богом обратное .Третья книга Моисея :Левит21,1 И сказал господь Моисею :Объяви священникам ,сынам АРОНОВЫМ ,и скажи им :да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего .Четвертая книга Моисея :Числа 19 ,16 .Всякий кто прикоснется на поле к убитому мечем ,или к умершему ,или к кости человеческой ,или ко гробу ,нечист будет семь дней .2 что делать если осквернились .Следует позвать священника ,который освятит святой водой
Гость
18 ноября 2016, 07:03
Культ поклонения мощам ,не имеет библейского основания.Библия гласит:"Всякий прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивших себя ,оскверняет жилище Господа".(числа 19:13)
Гость
18 ноября 2016, 14:45
Вы не читали Библию. Факт. Само слово «мощи» (греч. ta leipsana от leipo – оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни. Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея (4 Цар.13:21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милости пророка Илии. В Деян.19:12 рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов. Как в соединении с душою святые были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим.
Гость
17 ноября 2016, 21:43
Bообще, если так хочется смотреть на части мёртвых тел, стоит провериться у психиатра.
Гость
17 ноября 2016, 22:13
Наверняка вы просто воинствующий невежественный атеист. Ваше хамство и невежество еще не раз сыграют с вами злую шутку.
Гость
17 ноября 2016, 22:05
Ого, сколько у нас заботливых людей. Вот это да. Спасибо за прекрасный совет, пожалуй, включу это в свой список ненужных.
Гость
17 ноября 2016, 17:52
Особенно умиляет -поклониться .... мощам святых- ,глазеть на кусок трупа неизвестно кого? Спасибо, не надо. Можно потратить время более интересно и познавательно.
Гость
17 ноября 2016, 20:15
А вот этого можно было и не писать. Вас никто не заставляет ехать и поклоняться Святыням. Не хотите, не надо. Эта информация предоставляется именно тем, кому это нужно.
Гость
17 ноября 2016, 20:38
"Особенно умиляет", когда люди пишут, чтобы поиздеваться над Православными Святынями. Это же не для вас пишется, а для тех кому это действительно нужно. Смысл вам тратить свое время, чтобы просто прокомментировать и съязвить, ведь вы можете "потратить время более интересно и познавательно".
Гость
18 ноября 2016, 08:54
Мне, рожденному и получившему образования в СССР, трудно понять, какая может быть святость в куске дерева, одежды или частях тела человека. Но, с другой стороны, те люди которые в это верят не делают мне ничего плохого, их заповеди не убей, не укради общечеловеческие и близки любому нормальному человеку. Если благодаря им мир хоть немного станет добрее и чище, то я за, лишь бы это не превращалось в чью то кормушку.
Гость
18 ноября 2016, 14:44
Раз трудно понять - откройте для себя Закон Божий.
Гость
17 ноября 2016, 16:43
В Архангельской епархии открылась паломническая служба «Архангел», а не турфирма.
Гость
17 ноября 2016, 17:14
Они оказывают услуги за деньги, чем по сути отличаются от турфирм?
Гость
17 ноября 2016, 21:18
Гость
17 ноября 2016, 21:18
Они оказывают услуги за деньги, чем по сути отличаются от турфирм?
Наверное, у нас разные понятия о "турфирме"
Гость
18 ноября 2016, 11:37
Ты сначала фамилию автора прочитай под материалом, а потом уже Костю сюда приплетай. Или у тебя такая патологическая тяга к Косте, что ты готов все что есть на сайте на ему приписать?)
Гость
17 ноября 2016, 17:53
Подача информации на 29.ру - на 2 с минусом!
Гость
18 ноября 2016, 11:38
А комментатору - единица с тремя минусами.
Гость
18 ноября 2016, 19:13
Гость
18 ноября 2016, 19:13
А комментатору - единица с тремя минусами.
Лжецы тут наставили всем нормальным комментам минусы.
Гость
18 ноября 2016, 12:02
В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте его убиения, другая – над его могилой. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его “домом”, “жилищем”, а сам мученик – его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой – в Солуни. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что “на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен” (Правило 7).
Гость
18 ноября 2016, 15:02
Что вы ссылаетесь на Вселенский Собор (787) Его придумали люди и даже не ученики Иисуса .Назовите в Библии абзац где Иисус или его Апостолы призывают поклонятся чему либо кроме святой Троицы .Последний человек который беседовал с Богом был Моисей .А у остальных "святых "были только знамения, видения .Как могут простые смертные разделить одних людей на Святых а других на Грешников .Согласно Священного писания судьбу умерших людей определит Страшный Суд .Когда будет второе пришествия Христа ".... и отделит одних от других ,как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую Свою сторону ,а козлов по -левую . Так что это за "пастырь "появился ,который уже разделил людей на святых и грешников.
Гость
18 ноября 2016, 17:02
Гость
18 ноября 2016, 17:02
Что вы ссылаетесь на Вселенский Собор (787) Его придумали люди и даже не ученики Иисуса .Назовите в Библии абзац где Иисус или его Апостолы призывают поклонятся чему либо кроме святой Троицы .Последний человек который беседовал с Богом был Моисей .А у остальных "святых "были только знамения, видения .Как могут простые смертные разделить одних людей на Святых а других на Грешников .Согласно Священного писания судьбу умерших людей определит Страшный Суд .Когда будет второе пришествия Христа ".... и отделит одних от других ,как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую Свою сторону ,а козлов по -левую . Так что это за "пастырь "появился ,который уже разделил людей на святых и грешников.
А какое отношение вы имеете к Библии и к Церкви, Гоша?
Гость
18 ноября 2016, 17:03
Гость
18 ноября 2016, 17:03
Что вы ссылаетесь на Вселенский Собор (787) Его придумали люди и даже не ученики Иисуса .Назовите в Библии абзац где Иисус или его Апостолы призывают поклонятся чему либо кроме святой Троицы .Последний человек который беседовал с Богом был Моисей .А у остальных "святых "были только знамения, видения .Как могут простые смертные разделить одних людей на Святых а других на Грешников .Согласно Священного писания судьбу умерших людей определит Страшный Суд .Когда будет второе пришествия Христа ".... и отделит одних от других ,как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую Свою сторону ,а козлов по -левую . Так что это за "пастырь "появился ,который уже разделил людей на святых и грешников.
У Бога все живы - святые у Бога уже прославлены. И Страшный Суд им уже не страшен. Вон иеговисты вообще считают, что понятия Святой Троицы нет в Библии. Вы им мозги вправляйте, а не православным.
Гость
17 ноября 2016, 17:21
В Дивеево паломники помолятся у мощей преподобного Серафима Саровского и святых блаженных жен Дивеевских, окунутся в источники и пройдут по канавке Богоматери. В Арзамасе поклонятся чудотворным иконам Божией Матери «Избавление от бед страждущих», «Достойно есть» и почитаемому образу святителя Николая Чудотворца. В Муроме — мощам святых князей Петра и Февронии, а во Владимире северян ждет обзорная экскурсия по храмам и монастырям города.
Гость
18 ноября 2016, 06:19
Поклонятся мощам "что то напоминает из язычества" А как же заповедь "Не сотвори себе кумира"
Гость
18 ноября 2016, 14:46
Гость
18 ноября 2016, 14:46
Поклонятся мощам "что то напоминает из язычества" А как же заповедь "Не сотвори себе кумира"
Что вы знаете о Библии и о христианстве?
17 ноября 2016, 20:28
Поклониться отрезанным ногам. И они после этого считают кого-то сумасшедшими??
Гость
18 ноября 2016, 11:57
Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: Лк. 8, 43-46).
Гость
18 ноября 2016, 14:28
Но Иисус то был сын Божий ,и принадлежал к Святой Троицы .Бог отец -не от кого не рождается и не от кого не исходит .Бог сын предвечно рождается от Бога .Бог Святой дух исходит от Бога .Все три Лица Троицы существуют в полном единстве ,которое творит мир,промышляет в нем и освещает его .Три Божественных ЛИЦА выступают в качестве одной сущности .Поэтому нет нечего удивительного ,что прикосновение к его одежде Спасителя свершалось чудо .И эти все чудеса он совершал будучи живым (а он вечно живой ,так как воскрес ) чего не скажешь об остальных святых .Страшного суда еще не было и кто имеет право кроме Бога признать одних Святыми других грешниками.О страшном суде Иисус " наступит время ,в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божьего и изыдут творившие добро в воскресенье жизни ,а делавшие зло в воскресенья осуждения (Иоан. 5,28 ,29)
Гость
18 ноября 2016, 14:53
Гость
18 ноября 2016, 14:53
Но Иисус то был сын Божий ,и принадлежал к Святой Троицы .Бог отец -не от кого не рождается и не от кого не исходит .Бог сын предвечно рождается от Бога .Бог Святой дух исходит от Бога .Все три Лица Троицы существуют в полном единстве ,которое творит мир,промышляет в нем и освещает его .Три Божественных ЛИЦА выступают в качестве одной сущности .Поэтому нет нечего удивительного ,что прикосновение к его одежде Спасителя свершалось чудо .И эти все чудеса он совершал будучи живым (а он вечно живой ,так как воскрес ) чего не скажешь об остальных святых .Страшного суда еще не было и кто имеет право кроме Бога признать одних Святыми других грешниками.О страшном суде Иисус " наступит время ,в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божьего и изыдут творившие добро в воскресенье жизни ,а делавшие зло в воскресенья осуждения (Иоан. 5,28 ,29)
Святые все живы. И вообще у Бога все живы. "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых".
Гость
17 ноября 2016, 16:39
Не путайте туризм с паломничество.
Гость
17 ноября 2016, 16:41
Очевидно что это не веяние моды, а просто необходимость доносить информацию.
Гость
17 ноября 2016, 16:39
В Дивеево паломники помолятся у мощей преподобного Серафима Саровского и святых блаженных жен Дивеевских, окунутся в источники и пройдут по канавке Богоматери. В Арзамасе поклонятся чудотворным иконам Божией Матери «Избавление от бед страждущих», «Достойно есть» и почитаемому образу святителя Николая Чудотворца. В Муроме — мощам святых князей Петра и Февронии, а во Владимире северян ждет обзорная экскурсия по храмам и монастырям города. Записаться в паломнический тур и подробнее узнать о нем можно по телефону +7(911)658-98-22, Екатерина.
Гость
17 ноября 2016, 17:51
Цель туризма - отдых, развлечение. Цель паломничества - прикосновение ко святыне и освящение своей личности. Общее только то, что там и там поездка и с таким же успехом можно сравнить туризм и командировку.
Гость
17 ноября 2016, 17:19
– Побегу я, Федоровна! – Ступай с Богом! Ангела тебе в дорогу! Пусть поможет тебе Господь в трудах твоих, и чтобы каша не подгорела, и чтобы дети ее всю подъели, носики свои капризные не воротили. Иди, иди …
Гость
18 ноября 2016, 17:13
Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обожение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова. В Ветхом Завете умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21). В новозаветное время христиане убедились, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12). Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.
Гость
18 ноября 2016, 17:10
Для того чтобы лучше понять смысл почитания мощей в Православной Церкви, нужно прежде всего обратиться к этимологии, происхождению самого русского слова «мощи». Это слово происходит от слова «мощь», «сила». Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое «Маcht» – «сила, власть», греческое «МAYOС» – «маг, волхв», дословно «могущественный» (этим словом названы в Евангелии волхвы). То есть мы поклоняемся и получаем благодать не от мертвых костей, а от силы Божией, носителем которой является тот или иной угодник Божий. Точно так же происходит с почитанием икон: мы же не дереву и не краскам поклоняемся, а изображенному святому, который является нашим предстателем перед Богом и доносит до Бога и наше целование, и нашу молитву. Благодать и помощь Божия присущи святым еще при их жизни. Но и после смерти в их честных останках действие святости сохраняется. Ведь в православном понимании тело столь же необходимо в человеческом составе, как душа.
Гость
18 ноября 2016, 17:10
Господь создал нас трехчастными: тело, душа и дух. И у святых тело не менее свято, чем душа и дух. По нашей молитве к угоднику и к Господу эта благодать может нам содействовать и помогать. И надо заметить, не только мощи святых являются источником благодатной силы, но и то, что от них остается: иконы, личные вещи и т. д. Известно, например, что мантия прп. Серафима была чудотворна и исцеляла. Самые храмы и обители, где подвизались и молились святые, их сохранившиеся облачения или богослужебные сосуды, на которых они совершали Евхаристию, их надгробные пелены, гробы и раки – все это проникнуто благодатью.
Гость
18 ноября 2016, 17:13
Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных. Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).
Гость
18 ноября 2016, 11:54
В Ветхом и Новом Завете сказано, что для Бога все живы: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Это говорится в Евангелии от Марка и от Луки.
Гость
18 ноября 2016, 11:56
Прежде всего сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (см.: Мф. 8, 14-15), прикосновением исцелил глухонемого (см.: Мк. 7, 32-36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин. 9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14-15).
Гость
18 ноября 2016, 12:00
Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где, по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви. 11, 25, 3).
Гость
18 ноября 2016, 11:59
Итак, несомненно, “само тело Христово, – как говорит святой Кирилл Иерусалимский, – было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…”. Так в Новую Эру - эру Воскресения Христова и тела святых угодников Божиих стали храмами Святаго Духа.
Гость
18 ноября 2016, 19:55
Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте,Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности.Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души,а один из уровней человеческой личности,связь с к-м личность таинственно сохраняет и после смерти. По Св.Писанию можно прославлять Бога не только духом, но и в телах(1 Кор.6:20). Само тело может стать храмом Святого Духа(1 Кор.6:19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников, к-е выражается: – в благоговейном собирании и хранении мощей; – в торжественном открытии и перенесении их; – в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения; – в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей); – в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.
Гость
18 ноября 2016, 19:53
Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1 Кор.6:19, 3:17). Поэтому благостно почитая святые мощи, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога Живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми угодно Богу.
Гость
18 ноября 2016, 19:53
Мощи – останки святых, почитаемые Церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня. Само слово «мощи» (греч. ta leipsana от leipo – оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни. Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея (4 Книга Царств 13:21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милоти пророка Илии. В Новом Завете в Деяниях Святых Апостолов (19:12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов.
Гость
18 ноября 2016, 19:55
Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин говорит о святых мучениках: они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа. Сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий на верующих не только самые мощи, но и различные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окружающий раку. И потому даже вещи святых издревле были предметом благоговейного почитания верующих. «Бог, – говорит святой Иоанн Златоуст, – разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».