Сегодня в местном событийно-краеведческом календаре значится любопытная дата – ровно 249 лет назад, 29 ноября 1767 года, архангельский прокурор Василий Нарышкин выступил с инициативой внедрить в повседневную жизнь города централизованное освещение улиц в осеннее время. Однако его «креативная» мысль не была поддержана ни северянами, ни региональным начальством.
«Ночи столь темны бывают, что совсем человеку видеть не можно, и часто случается по ночам не только воровства, но и смертоубийства», – писал прокурор в губернскую канцелярию.
Но городская общественность столь неслыханное предложение встретила весьма прохладно, а потом зрело обсудило его. Люди постановили вопрос в виде дилеммы: без фонарей – опасность от грабительства, с фонарями («так как они должны быть освещены огнями») – опасность от зажигательства. Что делать? Надо ли «соблазняться разорительною роскошью уличного освещения?». В общем, под благим прикрытием спасения от «красного петуха» скрывались обыкновенная жадность и нежелание раскошеливаться.
В конце концов, пришли к мнению, потому что «сама по себе затея хорошая, но все же фонари не нужны, потому, что не будет спасения от злодеев-зажигателей». Такой вывод вполне устроил генерал-губернатора Егора Головцына. В итоге прокурорский проект был благополучно отвергнут.
Кстати, архангелогородцы были известны по всей России стойкой нелюбовью к нововведениям, сообщает журнал «Вокруг света». Некогда на подобное непреклонное сопротивление со стороны горожан натолкнулась даже сама императрица Екатерина II, попытавшаяся пристрастить их к «земляным яблокам» – картофелю. На призывы императрицы культивировать это экзотическое растение жители Архангельска отвечали: «По Божественному изволению ни единого яблока урожаю не оказалось» или «Оных яблок не токмо произращения и приплоду, но и того, что было посажено в земле, не обыскалось...»
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com