Когда мне трудно и непросто, когда на душе минорно и холодно, я включаю музыкальные записи с ее голосом. Голосом удивительным, мягким, ласковым, исполненным гаммы потрясающих красок и интонаций, а самое главное – отдающим неподдельными человеческими теплотой и душевностью. Иногда кажется, что так петь человеку не под силу – разве что былинной райской птице Сирин или другим мифическим персонажам. Однако эта выдающаяся женщина была обычным земным человеком, жившим среди нас, грешных. И имя ей – Офра Хаза.
К сожалению, в масштабах нашей страны об Офре узнали гораздо позже, чем во всем мире, – всему виной разрыв дипломатических отношений СССР с Израилем, продолжавшийся добрую четверть века едва ли не до самого распада Союза. В советской прессе израильское государство с его порядками высмеивалось и демонизировалось, о каком-либо культурном обмене в подобных условиях не могло быть и речи. Соответственно, и увидеть Офру Хазу в сверхпопулярной телепередаче «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» тоже не представлялась возможным. Однако записи ее песен в виде кассет и пластинок, пускай и в ничтожном количестве, но прорывались к отечественному слушателю сквозь наложенные сверху запреты. Была одна такая пластинка и в моей семье.
Говорят, детские воспоминания самые сильные. Вот и я, будто сейчас, вижу себя в садичном возрасте, внимающим каждому звуку из динамика радиолы «Вега». Крутится пластинка Хазы с еврейскими народными и эстрадными композициями. На иврите, естественно. Ничего не понимаю, но жадно ловлю каждый отголосок, каждую пропетую ноту – столь завораживающе они звучат. И, кажется, уже и перевод не нужен – мелодии донельзя похожи на русские, поэтому начинаешь улавливать смысл сердцем. Готов слушать часами, по многу раз. С обложки пластиночного конверта взирает неземной красоты девушка – длинные темные волосы, огромные карие глаза, чарующая белоснежная улыбка. Ну истинная фея из сказки.
Вообще земной путь Офры Хазы мог вполне вписаться в сказочный сюжет о том, как девочка из бедной семьи покорила половину планеты. Родилась в семье репатриантов из Йемена, росла, училась, пела в детском ВИА, выступила в 17 лет по национальному ТВ с песней «Шабат ха-малка» («Царица-суббота»), служила в армии, записала первый сольный альбом, снялась в двух кинофильмах, и вот 23 лет от роду она – уже лучшая певица Израиля по рейтингам хит-парадов.
Западное сообщество меломанов услышало сладкоголосого соловья Земли Обетованной в апреле 1983 года на самом престижном мировом песенном конкурсе «Евровидение». Тогда Офра исполнила песню Ави Толедано на стихи Эхуда Манора «Хай» («Жив»), с которой заняла второе место, лишь ненамного уступив исполнительнице из Люксембурга. Этот современный музыкальный хит, посвященный судьбе израильского народа, публика встретила бурными овациями. Укрепил позиции выступления Офры и тот факт, что оно состоялось в Германии (комментировать ассоциации будет излишним), в городе Мюнхене, где за 11 лет до этого на Олимпийских играх палестинские террористы убили часть спортсменов из сборной Израиля. Надо ли говорить, что на родине Хазу по возвращении встретили как национальную героиню. Ее обожание в народной среде достигает предела – портретные изображения певицы начинают тиражироваться не только на обложках журналов и передовицах газет, но на конвертах, школьных дневниках и даже постельном белье.
Через пять лет меццо-сопрано Офры Хазы вовсю звучит на европейских волнах – и британских, и западногерманских. Она поет на английском, французском и других распространенных языках, активно гастролирует, выступает в престижнейших залах, собирает титульные музыкальные премии, в числе которых и «Грэмми», что не удавалось никому из ее соотечественников ни до, ни после… Наконец, ей покоряются концертные площадки Нью-Йорка. Сам вселенский поп-король Майкл Джексон предлагает ей участие в своем гастрольном турне, но гордая израильтянка без колебаний отказывается: «Я – Офра Хаза и на разогреве не буду выступать даже у Джексона!»
Офре оказались подвластны абсолютно разные по содержанию и тональности жанры – и эстрада, и диско, и религиозные песнопения (кадиши), и еврейские национальные мотивы. И в этом заключался ее феномен. К разряду феномена можно отнести и ее безупречную моральную репутацию: желтая пресса никогда не перемывала Хазе кости, не приписывала ей всевозможных любовных авантюр и скандальных ситуаций. Зрителям и слушателям Хаза отдавала всю себя, собственные душу, энергетику, чувства и эмоции. И люди платили ей тем же.
До сих пор нет единого мнения относительно того, что же стало причиной скоротечной болезни и внезапной кончины замечательной певицы. Даже спустя полтора десятка лет после печального события известно лишь одно – Хазу погубил СПИД. Бродят разные версии: по одной из них ВИЧ-инфекцией Офру заразил ее собственный муж, с которым она прожила последние три года, по другой – вирус попал в организм во время переливания крови в Турции… Будучи очень скромной и набожной, Хаза даже близким не рассказывала о своем недуге, пока не подошла критическая черта. Прощался с безвременно почившей звездой весь Израиль, в почетном карауле у ее гроба стояли первые лица государства, скорбную церемонию транслировал главный телеканал.
Не в израильской традиции класть на могилу цветы и размещать на памятнике изображение покойного, но место последнего пристанища Офры Хазы на кладбище Яркон, что в часе езды от Тель-Авива, представляет собой исключение. Там всегда лежат букеты живых цветов, а с портрета глядят бездонные карие очи… Офра продолжает жить в своих песнях, фильмах, душах и сердцах поклонников не только из Израиля, но и со всего мира. Далекая Россия – не исключение.
Закончить рассказ хочу опять-таки случаем из личной практики. По прилету в Израиль я погрузился в такси, чтобы добраться из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авив. Мы тронулись, водитель включил радио – и оттуда сразу же раздался знакомый с детства голос Офры. Радийный ди-джей пустил в эфир ее проникновенного и ласкового «Габриэля». Такое стечение обстоятельств мне показалось добрым знаком: Святая земля поприветствовала меня устами своего золотого Сирина.
Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, затем – специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ», позднее – руководителем службы новостей сайта 29.ru.
Фото: Фото с сайта Tags.walla.co.il