Город От мезенской до ракульской: поморские узоры на пряниках Ирины Синюковой

От мезенской до ракульской: поморские узоры на пряниках Ирины Синюковой

Мы заходим на кухню к Ирине Синюковой, на столе – кисточки разной толщины, пищевые краски и необычный «мольберт». На нем разместилась небольшая козуля – традиционное архангельское лакомство, и на ней уже видны первые штрихи всем известной мезенской росписи: красные кони на тонких черных ножках. В этом принципиальное отличие северных пряников Ирины Синюковой – через них она популяризирует народные росписи русского Севера.

1 из 6

Архангельские узоры – это стильно

Как писал наш земляк Степан Писахов, пряники – хорошему простому народу угощение. Рецепт простой, цена доступная, а удовольствие двойное – от вкуса и от красоты. Сегодня козули Ирины Синюковой пробуют домочадцы, друзья и знакомые, и эта дегустация для нее как кондитера – поиск оптимальных вкусовых решений, важный этап перед выходом на рынок. Перед тем как создать свой сладкий бизнес, Ирина по крупице собирает знания из разных источников – как выпекать сладости, как рисовать по пряникам, за пару лет она освоила десять традиционных росписей Архангельской области.

– Мезенская, шенкурская, онежская, уфтюжская, пижемская, пучужская, пермогорская, борецкая, ракульская и каргопольская, – перечисляет Ирина Синюкова росписи, которые сегодня можно увидеть на ее козулях. – В интернете, на удивление, мало информации по росписям. Сайте на восьмом понимаешь, что пишут все одно и то же – только другими словами, поэтому я покупаю книги. Эти пособия дают основы росписи, рассказывают, как накладывать краску, как сочетать разные элементы, выстраивать композицию. И это важно, на мой взгляд – вспомнить и освоить то, что было придумано много лет назад, но может быть актуальным и даже модным сегодня.

1 из 4

– Нам с детства знакомы эти росписи, понимаем, что красиво, но почему-то не восхищаемся, любопытно замечать свежий восторженный взгляд иностранцев, которые рассматривают наши росписи. У меня есть друзья в Израиле, есть знакомые в Америке и других странах. И все они, к примеру, знают мезенскую роспись. И единогласно считают ее очень стильной. Думаю, пряники – это отличный «носитель» наших северных традиций, – говорит Ирина.

Художник творит... на кухне

Ирину всегда вдохновляли люди, которые делали что-то своими руками, по образованию она – педагог начальных классов, много лет отработала журналистом, встречалась с разными талантливыми ремесленниками. Она наблюдала, как кто-то лепит или шьет, много раз задавалась вопросом – а что могу делать я?

– За ответом не пришлось идти далеко, ведь для меня настоящей отдушиной всегда была кулинария, – комментирует Ирина Синюкова и по ходу расписывает пряник. – Моя сладкая деятельность в Архангельске началась, на самом деле, не с козуль. Все закрутилось с сахарных цветов – они делаются из мастики, очень похожи на настоящие. Потом я однажды увидела, как кондитеры расписывают торты. Меня это вдохновило, и я тоже решила попробовать. Пусть образования художественного у меня нет, но я всегда любила рисовать. И так получилось, что два моих умения соединились в пряничном деле – я пеку их по своему рецепту и расписываю вручную.

Палитра Ирины Синюковой состоит из пищевых красителей, они абсолютно безопасны. Как она сама признается, иногда добавляет их в макароны и в суп-пюре – для дочки, так проще накормить ребенка. Цветов много, только в отличие от акварели или масляных красок, смешивать их нельзя – получится грязь. Слой краски наносится тончайший.

– Самый первый эксперимент с росписью пищевыми красителями был на пенопластовой болванке, обтянутой мастикой, – вспоминает Ирина Синюкова. – Первый опыт показался интересным, а результат вдохновляющим, и скоро я взялась уже за съедобные «холсты».

1 из 3

В среднем Ирина расписывает пряник от 10 минут и дольше, над какими-то козулями она сидит и по шесть часов – все зависит от сложности росписи и количества задействованных цветов.

1 из 5

Вкусно самой – угощаешь других

– Рецептов теста пряников много, но я долго искала в специальной литературе и в Интернете такой, чтобы мне самой было вкусно, – комментирует Ирина Синюкова. – Я все делала по рекомендациям, но итог мне не нравился. Пробовала еще раз – то же самое. И тогда я придумала свой рецепт, одна из его особенностей – мед в составе теста. Часто я выезжаю на разные форумы кондитеров в другие города, там меня периодически спрашивают, чем поморская козуля отличается от других новогодних запеченных фигурок? И я отвечаю, что цвет наш пряник приобретает не за счет какао или красителя, а благодаря жженому сахару. Я также добавляю гвоздику и корицу.

1 из 3

Тесто поморского пряника делается час – столько времени у Ирины уходит и на два, и на четыре килограмма, и даже на шесть. Когда тесто замешивается, оно прилипает к рукам. Потом оно должно полежать в холодильнике, в муке набухает клейковина, и через час можно его использовать – тесто становится плотным. А еще лучше – дать постоять ему день-два. Также в поморское тесто добавляется «жженка», это сироп из пережженного до коричневого цвета сахара. Выпекаются пряники 10 минут.

– Пока что я только изучаю эту сферу – повышаю кондитерские компетенции, экспериментирую с рецептами, набиваю руку на росписи и собираю о них информацию, учусь на кондитерских форумах в Москве и Петербурге, и в планах – открыть свое пряничное производство, а точнее – кондитерскую студию, в ассортименте которой были бы еще и торты, пирожные, капкейки и другие сладости, – комментирует Ирина. – Я никогда не думала, что столько знаний на пути становления своего бизнеса можно получить абсолютно бесплатно. Лично мне помогли эксперты областной программы по поддержке женского предпринимательства «Энергия успеха». Этот проект помогает ремесленникам заработать на продвижении народных промыслов. Программа реализована по инициативе Национального фонда подготовки кадров при финансовой поддержке компании «ЭксонМобил Раша Инк». Также я обратилась в Архангельский региональный бизнес инкубатор, где мне помогли составить бизнес-план. Вот так, по крупицам, я собираю информацию о поддержке предпринимателей в нашем регионе. Что еще важно, мне постоянно помогают друзья, внезапно я обнаружила, что среди них есть специалисты разных сфер – от продвижения продукта в Интернете до бухгалтерии, и все они охотно дают мне советы и верят в мой успех. Когда ты стремишься к чему-то, все вокруг помогает тебе, даже критика.

Полюбуйся и съедай!

– Иногда знакомые смотрят на мои пряники, и говорят – ну как такую красоту можно есть, ты же рисовала эти тончайшие линии своими руками! – комментирует Ирина Синюкова. – Я дарю им пряники и потом долго выпытываю, вкусно ли. И порой лишь через полгода узнаю – понравилось! Хорошо, что козули можно хранить целый год. Думаю, это какая-то привычка из прошлого: считать, что красивым можно только любоваться, но нельзя его трогать – как самый красивый сервиз, что раньше доставали из серванта только по праздникам. А я считаю, что красиво должно быть всегда! Красота должна быть рядом и разной – доступной, практичной и вкусной. И моя выпечка делается, в первую очередь, для того, чтобы ее ели, а красивое оформление – это приятный бонус. Получается двойное удовольствие – вкусовое и эстетическое.

1 из 3

Однажды Ирина даже нарисовала козулю в стиле своего чайного сервиза, просто захотелось – оторваться от забот за чашкой чая из красивой чашки и с узорчатым пряником. Ирине интересно делать что-то новое. Однажды подруга попросила ее сделать к новому году большой пряник – подарочный. Ирина предложила свой вариант – объемная пряничная елка. И пусть это заняло больше времени чем то, что она уже привыкла делать, зато она получила удовольствие от процесса.

– Недавно я испекла дочке на день рождения торт, который до этого никогда не делала —мусс, крем, желе, и главное – минимум теста. Когда осваиваешь новые рецепты, создаешь необычные формы, воплощаешь нетипичные идеи, чувствуешь себя участником большого творческого эксперимента и заряжаешься какой-то детской радостью.

Ирина уже подумывает о собственных мастер-классах, кондитер с навыками педагога и журналиста, безусловно, сделает свои пряничные уроки интересными и доступными, главное, что ее уже потихоньку начинают узнавать. На «Маргаритинской ярмарке», где ремесленники тоже представляли свои работы, к ней не раз подходили со словами: «Так это вы – Ирина Синюкова? Мы сюда за вашими расписными козулями пришли».

Фото: Фото Кристины Полевой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Дождаться автобус — это испытание»: фотограф раскритиковал остановки в Архангельске
Иван Митюшёв
Фотография
Мнение
«Согревался в лесу и вышел очень веселым»: журналист 29.RU вспоминает, каких дедов Морозов встречал
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Вы это замечали? Наблюдения за Архангельском — в итоговом фоторепортаже года
Иван Митюшёв
Фотография
Рекомендуем
Объявления