Вам может показаться, что на первой фотографии изображен старинный особняк а-ля институт благородных девиц, а на втором фото — типичная уютная комната в жилой квартире. И вы будете дважды неправы, поскольку на первом фото — «Бредвейт», самая большая женская тюрьма в Норвегии. На втором — камера заключения в этом исправительном учреждении. Накануне Нового года нам довелось изнутри изучить детали быта и занятости заключенных в Осло, которые заметно отличаются от российских реалий.
Гирлянды вместо решеток
«Бредвейт» располагается в здании 19 века, некоторая его часть — церковь, которая функционирует до сих пор. Тюрьма находится в черте норвежского города Осло, и потому не выглядит закрытой. Заключенным видны окрестности: норвежцы решили не ограждать ее от городской жизни высокой каменной стеной. Мы поднимаемся на украшенное новогодними гирляндами крылечко, на входе нас просят оставить паспорт и вещи в камере хранения. Проходим внутрь.
Кофемашина, мягкие кожаные диванчики, бананы, апельсины и глянцевые журналы на столе, на стене — пестрый новогодний календарь, красные носочки — для подарков. Так выглядит «гостиная» для тех, кто хорошо себя ведет в «Бредвейте». Миловидная норвежка в домашнем фартуке суетится за плитой, и если бы не пояснения инспектора по безопасности и готовности Кристофера Маккейба, я бы не догадалась, что она — заключенная.
Свой взгляд на «пожизненно»
Кристофер поясняет, что «Бредвейт» рассчитан на 400 человек, и сегодня здесь отбывают наказание 64 женщины — за тяжкие преступления. Большая часть из них иностранные граждане — из Азии, Африки. Мы интересуемся, есть ли россиянки, он утвердительно кивает. Всего в норвежских исправительных учреждениях — 3500 заключенных, и 210 из них — женщины. Средний возраст заключенных — 35 лет.
— Один из важных наших принципов — заключенные находятся рядом с сотрудниками в равных условиях, то есть они вместе обедают и ужинают, тренируются в зале, занимаются в библиотеке. Много времени уделяется на беседы с заключенными об их проблемах, в том числе тех, с которыми они столкнутся, когда выйдут на свободу. Средний срок пребывания здесь — четыре года. Формулировку «пожизненно» в Норвегии не используют, самый большой срок — 21 год, который по истечению может продлеваться, как в случае с Брейвиком. Заключенные здесь регулярно видятся с родственниками, они имеют право на одно свидание в неделю, и такой визит может длиться до 4 часов.
Трехзвездочный хостел без вай-фая
Мы проходим по коридору и попадаем в комнату заключенной. Это типичная для Бредвейта камера с облегченными условиями: кровать, раковина, шкаф — в нем косметика, книги, фотографии близких. Интернета у заключенных нет, новости узнают по телевизору. В целом весьма уютно, и даже больше напоминает номер в бюджетном хостеле, чем камеру заключения. Камеры не закрываются, днем заключенные свободно могут выйти из «комнаты», чтобы, к примеру, приготовить себе обед.
По пути в местную библиотеку, которая тут пользуется популярностью, мы заглянули в производственный блок, женщины трудятся в швейной, столярной и гончарной мастерской. Мы заглянули в столярную. Одни работницы были рады увидеть новые лица и приветливо улыбались, другие — отворачивались и даже закрывались от нас. Все они заняты изготовлением деревянной мебели, предметов быта, новогодних сувениров, игрушек — атмосфера напоминает рождественскую или новогоднюю фабрику, где для детей штампуются подарки под присмотром Деда Мороза.
Смотрят «За что?» и «Убить Билла»
Мы заходим в местную библиотеку. Узнаю, что здесь есть отдел литературы на русском — можно найти книги разных лет и жанров, среди них — «За что?» Анны Политковской, «Белая гвардия» и «Собачье сердце» Михаила Булгакова, тут же детективы Дарьи Донцовой, произведения Ильфа и Петрова, Бориса Акунина, Анны Ахматовой, Чингиза Айтматова, Дмитрия Быкова. Интересна и кино-подборка на DVD-дисках: «Мстители», «Бони и Клайд», «Секс в большом городе», «Убить Билла» и другие фильмы. В библиотеке часто проходят встречи с писателями и известными личностями, идут образовательные занятия — на данный момент заключенные женщины из «Бредвейта» составляют книгу рецептов. У них есть маленькая кухня, они готовят и записывают свои кулинарные эксперименты.
Заведующая библиотеки говорит, что поддерживает с заключенными дружеские отношения — она работает здесь уже 28 лет. Замечает, что за эти годы стало больше иностранных заключенных, а также тех, кто попадают сюда в тяжелом психическом состоянии. Работать ей здесь непросто, но, как она сама говорит — ей нравится поддерживать эмоционально людей, которые в этом нуждаются. Иногда она приводит сюда свою собаку, специально обученную, можно даже сказать — собаку-спасателя. В такие дни посетителей в библиотеке больше — многим хочется потрепать и погладить ее пса.
Камеры усиленного содержания в Норвегии тоже есть. Эти апартаменты «Бредвейта» сильно отличаются от той милой комнатки, в которую мы зашли в первую очередь.
Сюда заключенные поступают, когда пытаются причинить себе вред.
— Такое случается редко, а если и происходит — больше суток заключенный здесь не задерживается. Задача каждого исправительного учреждения Норвегии — сделать человека лучше, поэтому мы стараемся создать вокруг него благоприятную атмосферу. Исправление получится, если относиться к заключенному по-человечески, пытаться помочь ему. Эти люди уже наказаны — лишением свободы, — говорит Маккейб. — При этом любой заключенный когда-нибудь выйдет на свободу, и я бы не хотел, чтобы моим соседом оказался бывший заключенный, который отбывал наказание в тиранических условиях. И как показывает наблюдение, чем лучше условия в местах лишения свободы, тем быстрее человек возвращается к нормальной жизни после освобождения.
Новогоднее меню в тюрьмах Поморья
О своем визите в норвежскую тюрьму мы рассказали Ларисе Знатных, руководителю пресс-службы УФСИН России по Архангельской области, мы спросили ее, как Новый год встретят в исправительных учреждениях Поморья.
— На сегодня у нас функционирует 21 подразделение, есть учреждения общего, строгого и особого режима, колонии-поселения, четыре следственных изолятора, воспитательная колония, областная больница и лечебное учреждение для больных туберкулезом. В этих подразделениях содержится почти десять тысяч осужденных, — комментирует Лариса Знатных. — Действительно, существуют различия в условиях содержания в норвежских учреждениях и в наших. И это обусловлено рядом факторов. Прежде всего, количественный показатель — число осужденных в Норвегии гораздо меньше, чем в наших исправительных колониях. У них ведь содержание в тюрьме камерное, а у нас в общежитиях — живут коллективом. Однако год от года идет улучшение материально-бытовых условий отбывающих наказание. Это, кстати, отмечают и зарубежные коллеги из Норвегии, приезжающие в УФСИН по обмену опытом уже на протяжении последних пяти лет. Для тех, кто не является злостным нарушителем отбывания наказания, создаются улучшенные условия. Но в наших реалиях сегодня обеспечить каждому содержание в отдельных помещениях не представляется возможным.
Как сообщает Лариса Знатных, в исправительных учреждениях Поморья новогодние и рождественские праздники будут насыщенными. Атмосферу праздника создают украшенные игрушками и гирляндами настоящие ели, которые есть на территории ряда подразделений, снежные фигуры, сделанные отбывающими наказание, а в отрядах — новогодние плакаты с поздравлениями. В связи с праздниками изменения будут внесены и в распорядок дня режимных учреждений. 31 декабря время отбоя и соответственно подъема следующим утром определят руководители колоний, но по традиции положительно характеризующимся осужденным разрешается лечь позже обычного и посмотреть праздничные телевизионные передачи. Ждет отбывающих наказание и специальное новогоднее меню: помимо традиционных блюд повара приготовят салаты и выпечку, также осужденные смогут приобрести в магазинах исправительных учреждений разнообразные кондитерские изделия, произведенные в местных пекарнях.
Фото: Фото Алексея Рэдфорда и Юлии Утышевой