Крещенские купания – дикая по сути смесь христианских традиций и языческих обрядов. Церковь призывает воздержаться от окунания в прорубь, если нет горячего желания, а МЧС, спасатели и полиция, вынужденные на холодном ветру всю ночь обеспечивать религиозные нужды людей, скорее всего, не в восторге от слова «совсем». Но – дело каждого, нырять или не нырять.
Я в этом году первый раз испытала себя на прочность и окунулась. Не с головой и один раз вместо положенных трех. Но мне хватило: на следующий день организм поблагодарил температурой. Не помогли обливания и прочая подготовка. Впрочем, врать не буду, после самого купания ощущения были отличные.
Мы ездили к единственной работающей в Архангельске иордани – на 26 лесозаводе. Около восьми часов здесь было не слишком многолюдно и очень комфортно: ветер еще не начал задувать, снося ограждения, в палатках-раздевалках оказалось тепло, а то, что музыкальное сопровождение немного подкачало, выдав в диджее любовь к недошансону, – так ведь не на концерт органной музыки и приглашены, собственно.
Может быть, нам повезло, но никакого неадеквата мы не увидели. Все вежливо, спокойно, без пьяных воплей и хамства. Правда, без сильного налета религии, ну кроме огромной иконы, которая как пресс-волл, стояла перед купелью и служила отличным фоном для селфи особо продвинутых православных. Кстати, женщина, отчитавшая при всех мужа, что он приехал, как обычно, на других леди посмотреть, вы это серьезно? А вы, бабуля, набиравшая воду для питья (!!!!), несмотря на постоянное оповещение через динамики о том, что легко отравиться, вода опасна?
Что-то не так пошло на следующий день. Думаю, не нужно напоминать про жуткий ветер, снегопад, выход воды в Северной Двине на лед – все видели хотя бы часть погодных явлений, все понимают: какая иордань, какие купания? Прорубь спасатели засыпали, все ограждения убрали, одну палатку им, кстати, помог ликвидировать ветер – просто сорвал ее. Праздник закончился, в общем.
А северяне, как обычно, остались недовольны: обещали ведь иордань до 19:00! Многие действительно приезжали, видели, что ничего нет и, расстроенные, возвращались обратно. Отчасти их можно понять, ехать в даль после рабочего дня просто так – сомнительная радость, но голову же можно включить, а не обижаться на МЧС за отсутствие СМС-рассылки по поводу преждевременного закрытия купели?
Но это еще ничего. А вот те, кто умудрился раскопать иордань, окунуться туда, да еще детей приводил – вне понимания. Это уже точно к религии, к обрядам и празднику Крещения никакого отношения не имеет. И, что-то мне подсказывает, знай настоятель храма Ксении Петербуржской о таком, гнал бы этих людей подальше с реки. Хорошо, что все закончилось благополучно и из сводок МЧС мы не узнали о ЧП на реке, но, в целом, это было бы неудивительно.
В который раз убеждаюсь: можно пенять на все обеспечивающие безопасность органы, власть и прочее, но пока мы сами голову не включим, ничего хорошего с нами не произойдет. Берегите себя!
Евгения Рачеева. Родилась в 1990 году в городе Южно-Сахалинске. Окончила факультет филологии и журналистики Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Работала в пресс-службах САФУ, региональных УМВД и УФСИН. Месяц провела в Арктике вместе с плавучим университетом – 2014. Увлекается спортом, чтением книг и кулинарией.
Фото: Фото автора, Олега Каргаполова