Сегодня исполнилось ровно пять лет со дня официального вступления в должность губернатора Архангельской области Игоря Орлова. Тогда, в 2012-м, он хоть и свалился нам как снег на голову, но всё равно встречали его жители области с осторожной надеждой: «Может, хоть этот будет лучше».
Такое отношение к губернаторам было связано, прежде всего, с предыдущим назначенцем Михальчуком. Тот много говорил, но сорвал практически все важные проекты в области, ввязался в никому ненужные информационные войны и с треском вместе с «Единой Россией» проиграл выборы в Государственную Думу 2011 года.
Тогда Орлов действительно смотрелся выгоднее своего предшественника. Первое знакомство с его послужным списком внушало доверие – человек с инженерным образованием, опытом работы на оборонных предприятиях, который прошёл весь путь по карьерной лестнице – от рядового электромонтёра до руководителя. Это классическая карьерная лестница самых сильных «красных директоров», которые в советское время руководили крупными промышленными предприятиями.
Причём за столько лет работы в северодвинской оборонке и в Калининграде каких-то громких скандалов за Орловым замечено не было. Как будто кто-то вычистил весь Интернет перед назначением. Позже стали появляться «скандальные» публикации о его деятельности, например, на калининградском «Янтаре». Однако они больше напоминали кидание информации весьма сомнительного качества на вентилятор.
Кругом свои
Как говорил тогда Орлов, назначение стало для него неожиданностью. Да, он имел «беседу» в администрации президента, но не знал, что именно ему предложат. Видимо, отсутствие подготовительного этапа привело к тому, что в кресла руководителей областной администрации сели люди, с которыми Орлов сталкивался либо по работе на оборонных предприятиях Северодвинска, либо в Калининграде.
Не боялся Орлов тогда принимать и весьма неожиданные кадровые решения. Так на посту «сельскохозяйственного» министра оказался Юрий Гусаков, который, впрочем, не отработал и девяти месяцев. Вообще первый год работы Орлова запомнился, прежде всего, кадровой чехардой. Причина этого банальна – в области острая нехватка грамотных управленческих кадров. Орлов пробовал, ошибался, пытался исправиться.
Из министров «первого призыва» до сего дня уцелели лишь единицы: министр финансов Елена Усачёва и министр имущественных отношений Ирина Ковалёва. Да ещё Андрей Шестаков «вырос» с министра промышленности и торговли до заместителя председателя правительства. «Уцелели» и три зама губернатора, которых небезосновательно считают «людьми Орлова», это три Алексея: Гришков, Андронов и Алсуфьев.
Первое время Орлов не был политиком. Он оказался совершенно не готов к кулуарной борьбе. Он был «технарём». Говорил некрасиво, неграмотно с политической точки зрения, но правильно с технической, строил алгоритмы решения проблем.
Его «неполитичность» приводила к совершенно неполиткорректным высказываниям. Он пытался что-то объяснить, но отсутствие опыта публичных выступлений приводило к скандалам. Чего стоит только одно «замечательное» высказывание о ветеранах во время обсуждения сокращения льгот в Архангельской области:
– … Вы мне сейчас говорите: люди будут говорить. Мы тогда должны спросить у людей: вы почему плохо работаете-то... Работали плохо до того, что их предприятия развалились.
Или другой пассаж, который касался акций протеста дальнобойщиков против введения системы «Платон» в России:
– Все эти выступления попахивают безмозглостью.
А его слова про отмену компенсаций на оплату проезда к месту отдыха за границу и вовсе привели к образованию нового термина «обезБАЛИвание», символизирующее отмену льгот. В интервью 29.ru Игорь Орлов тогда заявлял:
– Я отменяю возможность бюджетнику лететь на Бали, потому что у него не должно быть на это денег – это раз. А во-вторых, я губернатор российского региона и должен создавать условия для отдыха в России.
Разве может такие слова говорить политик? Нет. Оттого и вызывали подобные заявления вполне обоснованное недовольство людей.
Перерождение в политика
В наследство от Михальчука Орлов получил фактически разорённую область с таким клубком проблем, что решить их в одночасье было невозможно. Последствия этого разорения аукались ещё долгов время – разорялись заводы, ЦБК, новые производства появлялись медленно, сроки строительства жилья, детских садов, школ неоднократно срывались.
Сначала он вполне искренне пытался объяснять, почему та или иная проблема не может быть решена прямо сейчас. Но люди ждали не объяснений, а реального решения их проблем «здесь и сейчас», а потому любые объяснения вызывали раздражение жителей.
Да, Орлову удалось завершить несколько провальных михальчуковских строек – «Норд-арену», косторезное училище в Ломоносове, школу в Подюге и другие. Завершился при Орлове и главный недострой региона – новый корпус областной больницы. Но для большинства людей эти проекты были далеки – они относили данные стройки к разряду никому не нужных «прожектов». Людей интересует только то, что касается непосредственно их.
Перерождение в Орлова-политика произошло в начале 2015 года, когда ему «настойчиво порекомендовали» идти на губернаторские перевыборы. И здесь ему пришлось научиться договариваться с теми, кому бы он руку в обычной жизни не подал. Пришлось договариваться и с экс-мэром Архангельска Виктором Павленко. Уход Павленко из администрации города стал, по сути, первым успешным проектом Орлова как политика.
Да, у многих вызвала удивление такая «почётная ссылка» в Совет Федерации, а не возбуждение уголовных дел. Но здесь важно понимать, что Орлов при всех своих качествах является человеком системы и «сдача» мэра-единоросса в руки, например, правоохранительных органов сыграла бы в большой минус «Единой России» на выборах в Госдуму, которые намечались через год.
После этого конфликт между городом и областью, который продолжался ещё со времён Донского, прекратился. Было обещано даже возобновить программу развития Архангельска как областного центра. Однако это обещание не выполнено до сих пор.
А вот расселение ветхого жилья в Архангельске с мёртвой точки всё-таки сдвинулось. Несколько лет мэрия проваливала программу переселения. Мэру даже не было стыдно, что город не мог построить простенькие малоэтажные каркасно-панельные дома, которые многие горожане называли «курятниками», что уж говорить про многоэтажки. У Павленко всегда в запасе была тысяча объяснений каждому сорванному проекту.
Сейчас в Архангельске без лишних слов уже построенное шесть действительно многоквартирных домов, в которых получат бесплатное жильё более тысячи семей. Но этого мало.
Предсказуемость
Действительно, успехов у администрации Орлова слишком мало, чтобы разом «осчастливить» большую часть жителей области. Но, к сожалению, Орлов – винтик большой вертикально выстроенной системы власти, которая пронизывает всю страны от муниципального уровня до федерального.
Это и заставило Игоря Орлова стать не только политиком, но и предсказуемым политиком. Если раньше он что-то пытался объяснять, что позволяло часто вырывать слова из контекста и искажать их смысл, то теперь он говорит политкорректными рублеными фразами, исключающими двоякое толкование. Орлов стал обычным губернатором и при желании любой житель области, ещё не зная его мнения о той или иной проблеме, может спрогнозировать, что считает глава региона, и окажется близок к истине.
Да, Орлов стал предсказуемым. Но эта предсказуемость щедро оплачивается федеральным центром в виде, например, гособоронзаказа для северодвинских предприятий. Это приводит к тому, что в область приходят деньги.
И что бы ни говорили оппоненты Орлова, главными критериями для оценки его работы служат два момента.
Первый – деятельность предприятий оборонного комплекса Северодвинска. Если оборонные предприятия будут работать стабильно, Орлов будет на хорошем губернаторском счету.
Второй – результаты «партии власти» на выборах. Вспомните, что Орлов вернулся в Поморье после проигранных «Единой Россией» выборов в Госдуму 2011 года – партия после михальчуковских скандалов набрала в области всего 32% – один из худших результатов по стране. В 2013 году партия набрала уже 41%, а на думских выборах 2016 года – почти 45%, или плюс 13% к результату 2011 года.
Мы не пишем, каким образом область дала такой результат. Факт – сегодня область из «протестной» плавно перетекла в разряд «середнячков». А это даёт хоть какие-то надежды на более лояльное отношение к региону со стороны Москвы. Но оправдаются ли эти надежды – покажет только время.
Фото: Фото предоставлено правительством Архангельской области