Жизнь за колючей проволокой к веселью не располагает, но тем не менее случаются и здесь праздники. Сегодня в Архангельске сотрудники УФСИН провели традиционный парад в честь дня создания создания службы. В этом году тюремному ведомству исполнилось 138 лет.
На площади Мира – лишь малая часть сотрудников. Большинство сейчас на службе, некоторым предстоит работать и в сам праздник – 12 марта, в воскресенье. Ну а пока – обычный трудовой день.
В небольшом помещении около областной больницы УФСИН с понедельника по пятницу в маленьком окне можно увидеть, как две женщины режут конфеты и печенье, ломают пряники, пересыпают сахар, пересчитывают и взвешивают пакеты с продуктами, проверяют металлоискателем все емкости. Две Елены – Кошева и Стеценко – трудятся в отделе, где, пожалуй, долго смогут проработать только женщины. На досмотре посылок, передач и бандеролей требуется особая усидчивость. За неделю сотрудницы могут проверить до 30-50 передач. Кроме этого, занимаются девушки и почтовыми бандеролями, и людьми, которые приезжают на свидания в учреждение.
Нетерпеливому здесь делать нечего: несмотря на то, что вся информация о разрешенных продуктах и вещах есть в свободном доступе, люди зачастую приходят с абсолютно нулевыми знаниями и пакетами, полными запрещенки. Иногда – нетрезвые и агрессивные.
– Самое сложное – работать с людьми, объяснять. Но стараемся, ищем подход ко всем. Все-таки работа с документами – это 40% нашей службы, остальные 60% – контакты с людьми, – рассказывает прапорщик внутренней службы Елена Михайловна Стеценко.
В кабинете девушек есть тревожная кнопка, правда, за то время, что они трудятся на своих должностях, нужды нажимать на нее не было. Да и зачем? Эти леди справятся сами: у них есть наручники, резиновая дубинка и газовый баллончик. Как с этим арсеналом обращаться, им напоминают раз в неделю на служебных занятиях.
Елена Анатольевна Кошева служит в уголовно-исполнительной системе 14 лет. Из кинологов 1,5 года назад перевелась сюда. Поначалу было непросто, где-то год ушел на акклиматизацию.
– В основном запрещенные предметы – это SIM-карты. Что-то крупное, чтобы прятали, телефон или наркотики – на моем веку такого не было. А вот симки – находили их в конфетах и зубной пасте, в шампунях, сыре, даже в мыло однажды человек умудрился спрятать. Наркотики – ЧП для учреждения. Если найдем симку, то человеку грозит административный штраф от 3 до 5 тысяч рублей и в целом все, продукты и вещи отправятся осужденным. Если наркотики – то вызывается полиция, заводится дело, тут уже речь об уголовной ответственности идет. Эта передачка уже не дойдет до адресата, – поясняет Елена Кошева.
Поэтому все вскрывается, разрезается, переливается, пересыпается и досматривается, спички высыпаются из коробков, сигареты достаются из пачек, а мохнатая сотрудница отдела спаниель Агама, обученная искать запрещенные препараты, обнюхивает пакеты.Откровенно говоря, глядя на разломанный пряник и покромсанное печенье, еду становится жалко.
Но – так надо.Пожалеть и недосмотреть – значит допустить возможность того, что в руки не самых законопослушных людей попадет та же симка. Казалось бы, ерунда, пусть разговаривает с женой и мамой, услышит голос своего ребенка. Но за один месяц отбывания наказания в ИК-1 на Пирсах осужденный с Вологодчины в 2013 году умудрился по телефону обмануть 17 человек в разных регионах страны. Более свежий пример с той же «копейки»: в прошлом году осужденные в течение долго времени с телефонов размещали на «Авито» объявления о продаже вещей и уговаривали граждан внести предоплату на QIWI-кошелек. Потерпевшими от преступных действий осужденных стали жители городов Самары и Нарьян-Мара, которым причинен ущерб на сумму свыше 24 тысяч рублей.
За 2016 год в подразделениях регионального УФСИН сотрудники ведомства изъяли 1430 телефонов, 73,19 литра спиртных напитков, 147 граммов наркотиков. В течение прошлого года за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов было задержано 133 человека.
Фото: Фото Сергея Сюрина, пресс-службы УФСИН России по Архангельской области