У бездонных луж на архангельских дорогах неожиданно появился конкурент. На этой неделе СМИ и власти вплотную занялись системой образования в районных школах.
А всё потому, что родительница из посёлка Урдома обратилась в СМИ с паническими заявлениями о том, что для учеников старшей школы введены «уроки секса», основными знаниями с которых они стали делиться и с младшими ребятами – среди таковых – дочь возмутительницы спокойствия.
Еще одно нововведение, которое занимает мысли уже целого «комитета» родителей, – введение в урдомской школе буквенной системы оценки.
По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности в школе в 2016 году, 87 процентов опрошенных учеников и их родителей, а также законных представителей удовлетворены качеством услуг. Данные успеваемости и качества знаний учеников 5–9 классов выше среднего показателя по Ленскому району.
После раздутой в СМИ темы будто бы целого рассадника пороков в одной маленькой школе потребовалось провести экстренную проверку. Оказалось, что о новой системе предупреждены были все. И даже больше: при поступлении ребёнка в учебное заведение его родителей обязательно знакомят с локальными актами, где черным по белому прописано, каким образом учителя будут оценивать знания.
Не подтвердилась и информация о специальных уроках, посвящённых вопросам сексуальной жизни. Скорее всего, по данным Министерства образования и науки Архангельской области, шумиха поднялась из-за открытого урока «День единых действий по информированию детей и молодёжи против ВИЧ/СПИДа "Знание. Ответственность. Здоровье"». Он прошёл во многих российских школах.
Сама же ситуация просто выявила нежелание одних – руководства школы – доходчиво объяснить свой взгляд на образовательный процесс, а других – родителей – его понять.
Нас же «дым из ничего» заставил поразмышлять над тем, готова ли система образования меняться.
Любая система требует обновления. Мы же не будем упрекать какой-нибудь завод в том, что его производство модернизируется, обновляются технологические процессы. Особенно, если при этом качество продукции улучшается.
Так и в образовании есть процессы, которые просто-напросто изжили себя. К выводу о том, что дошедшая до нас пятибалльная система оценки не оправдывает себя уже давно, пришла учитель младших классов МБОУ «СШ №2» в Архангельске Наталья Абакумова.
– У меня педагогический стаж уже 29 лет. На практике весь наш арсенал оценок – от тройки до пятерки. Учителя не ставят двойку за откровенно плохой ответ – это дополнительные проблемы самому педагогу. Я бы предложила перейти на десятибалльную систему, разработать под каждый балл свои критерии. Тогда можно было бы составить более объективную картину, – рассказывает Наталья.
Ограничения в оценке сильно отражаются и на самих школьниках. Допустим, если сравнить пятёрку, полученную гимназистом и учеником обычной средней школы, то объем знаний за этой оценкой, скорее всего, будет разный. Попав в одну образовательную среду, ученик, всегда легко получавший отлично в своем очень среднем по знаниям классе, не будет готов к конкуренции.
Такого же мнения придерживается уроженец Архангельской области, а ныне молодой учитель географии ГБОУ «Школа №1273» города Москвы Даниил Перхулов.
– Мне радостно видеть, что в России появляются экспериментальные школы, где отказываются от советских методик оценивания и пытаются придумать что-то свое. Вот в урдомской перешли на буквы и ввели накопительную систему. «Как поработаешь, то и получишь», – говорит директор. Буква выставляется за несколько работ, соответственно, имеет больший вес.
Не отказываясь от традиционной оценки, на своих уроках я тоже вел накопительную систему жетонов. За хорошие ответы и старание раздаю их на уроке. И ученики за несколько уроков нарабатывают необходимое количество жетонов на отметку отлично, – отметил Даниил.
Введение так называемых «уроков секса» для старшеклассников можно тоже поставить в ряд тем, связанных с обновлением в образовании. Время от времени в российских школах действительно вводятся экспериментальные курсы. Самой обсуждаемой была попытка ввести в образовательные программы предмет «Основы православной культуры». И здесь негативные оценки вполне понятны, хотя бы потому, что рассказывать в школьном курсе целесообразнее обо всех ветвях христианства, да и обо всех религиях для общего развития не помешало бы знать.
Что же касается уроков полового воспитания, то это не такая уж плохая идея. Здесь лишь встает вопрос подачи предмета, основных направлений обучения.
– Откуда берутся дети, ребёнок может спросить и в три года, и мы же не впадаем в панику, а пытаемся ответить. Но лучше всё-таки получать информацию от специалистов. В Новодвинске в 2005 году была создана женская гимназия. Отдел образования утвердил программу, для девочек 8–11 классов в школах проводились занятия с психологом, гинекологом, уроки эстетического развития. Я считаю, что это был очень хороший опыт. Что же касается уроков сексуального воспитания. Сейчас вся информация есть в свободном доступе, и делать вид, что этих вопросов не существует, неправильно. Но и называть предмет «Основы сексуальной жизни», например, нельзя. Можно сделать упор на этику семейной жизни, говорить больше об ответственности за отношения. Если говорить о гигиене подростков – сделать упор на инфекционные заболевания. Важно, чтобы это было дозировано и грамотно подано, – комментирует психолог Центра планирования семьи и репродукции Архангельского клинического родильного дома имени К. Н. Самойловой Лариса Кашкина.
Ситуация же в Урдомской средней школе доказала лишь тот факт, что районная площадка оказалась некой заржавевшей машиной, и даже если смазать ее детали, нормального хода не будет. Пока что урдомский конфликт удалось уладить, но остался открытым вопрос: а даст ли спелые плоды просвещения столь неудобренная почва?
Фото: Фото Олега Каргаполова