Журналисты всего мира сегодня отмечают День свободы печати. Для медиа-сообщества России это, в каком-то смысле, праздник со слезами на глазах: эксперты говорят о кризисе профессии, изданий становится все меньше, а ограничительных законов – все больше. О том, чем живет и как себя чувствует архангельское медиа-сообщество – в материале 29.ru
Свобода журналиста, как внутренняя необходимость
Архангельские журналисты периодически сталкиваются с вопросом о том, что им «можно», а что «нельзя». Только за последние несколько месяцев произошло два неоднозначных случая, когда журналисты уходили со своих должностей в знак протеста против внешнего давления. В январе в ряде СМИ появлялись публикации о том, что власти в Онеге пытаются уволить корреспондента издательского дома «Онега» Сергея Горбунова, а в апреле в лентах как региональных, так и федеральных СМИ появилась новость о том, что заявление по собственному желанию написала журналист газеты «Архангельск – город воинской славы», учредителем которой является администрация города. Причина – просьбы со стороны руководства удалить записи о митинге, прошедшем 26 марта, с личной страницы в социальной сети.
Лихорадило архангельскую журналистику и годом ранее. Незадолго до 100-летнего юбилея, в феврале 2016-го на время прекратился выпуск одной из старейших газет Архангельска – «Правда Севера». В издании произошли кадровые изменения. Светлана Лойченко покинула пост главного редактора, уступив его Евгению Удалкину – человеку с очень неоднозначной репутацией. О том, что предшествовало кризису старейшей городской газеты ранее писал 29.ru. В феврале 2016-го пост главного редактора газеты «Архангельск» покинула и Елена Доильницына, на протяжении четырех лет успешно возглавлявшая издание. О свободе журналиста от властных структур бывший главред «Архангельска» отзывается однозначно.
– В любой ситуации, при любой власти настоящий журналист найдет способ сказать правду. Если он ее сказать не может – он уходит из профессии. Ни один губернатор или мэр ни разу лично мне не сказал – этого писать нельзя. Они понимают, что журналисту так говорить не следует. Журналист – не пиарщик власти. Другое дело, когда сам работник СМИ спрашивает власть: «А можно я напишу об этом? А как вы хотите, чтобы я написал?» Ну, тогда – это кто угодно, но не журналист! И у любой власти к журналистам подход индивидуальный, с каждым она обращается в зависимости от того, как тот себя ведет. Она ведь не сама по себе, власть-то. Народ и мы, журналисты, сами ее воспитываем либо раболепством, либо высоко поднятой головой и разговором на равных. Есть масса всяких методов сказать правду в любых условиях. Я работала главным редактором, знаю, бывают ситуации, когда журналист приходит и говорит, что он хочет написать о проблеме, но ему запрещает какой-то чиновник. Значит, надо писать не только о проблеме, но и сообщать читателю, что такой-то чиновник против. И в следующий раз этот чиновник, да и десяток других мысли не допустят, чтобы запретить что-то журналисту. За рубежом народ очень поддерживает СМИ. Они понимают, что если не поддерживать – правды не будет. У нас же пока к этому не готовы, потому только сам журналист решает свою судьбу с точки зрения свободы слова, – сказала Елена Доильницина.
Того же мнения о свободе и ответственности журналиста придерживается и представитель уже нового поколения журналистов, заместитель главного редактора еженедельника «АВТОгазета» Илья Леонюк.
– Свобода – это внутренняя необходимость, и считать, что журналист в Воркуте свободнее, чем в Архангельске. Если журналист дает объективную оценку, не нарушает законодательство – ему сложно предъявить какие-то претензии. Я считаю, у нас много хороших журналистов. Процент СМИ, которые освещают картину дня в городе хорошо и плохо, – одинаков. Я привык мыслить позитивно. Никогда не сталкивался за время своей работы с проблемами притеснения. Может быть мне повезло, а может и не так страшны все эти явления, как их рисуют, прежде всего сами журналисты. Если мы говорим о свободе слова – значит с нею все в порядке. Да, в упадке могут быть медийные компании, не достаточно развит экономически, но новые СМИ открываются. По статистике в стране закрылось порядка 6000 СМИ, но порядка 3000 – открылись. Все в балансе, – поделился мыслями Илья Леонюк.
Также журналист отметил различия между отношениями в цепи «власти – читатель – журналист» в России и за рубежом. Недавно он прошел обучение в Медиа институт FOJO, который находится в небольшом городке Кальмар (Швеция).
– Мы были в редакции местной газеты, которая является подписной и ее читает 80% населения Кальмара, что сложно представить у нас. Главное отличие, пожалуй, в том, что в Швеции существует запрос общества на качественную информацию, которую оно получает из газет или из местного ТВ. Государство, различные фонды и коммерческие группы поддерживают этот запрос, рассматривая СМИ как своего сторонника, способного ежедневно представлять различные точки зрения населения или экспертов на происходящие события, давать оценку политикам, реформам, что в конечном итоге улучшает жизнь населения, а власти мгновенно получают обратную связь, – поделился своими размышлениями от столкновения с полярным отношением власти к СМИ, – рассказал Леонюк.
Более мрачно на свободу слова и печати в нашей стране на современном этапе смотрит заведующая кафедрой журналистики Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ольга Третьякова.
– Мне кажется, что сейчас такое сложное положение дел в журналистике по всей стране, что ни о какой свободе не приходится даже и говорить. У меня нет оснований говорить, что кто-то на журналистов давит. Но сами журналисты не чувствуют себя свободными. Конечно, нет конкретных инструкций, но присутствует понимание того, что можно и чего нельзя писать. Журналисты не пытаются вырваться из такого порочного круга мысленных запретов – не предпринимают попыток бороться за свою свободу.
Ольга Третьякова возглавляет кафедру журналистики с самого основания. Она отмечает, что для многих молодых журналистов сейчас становится препятствием одна только задача – написать критический материал.
– Возьмем 1990-е – тогда критиковать было скорее модно. Да и функции у журналистики были другие. Но изменился режим, изменилось и представления – кажется, что нельзя ничего критиковать. А ведь свобода – это, в первую очередь, свобода критики. Трудно говорить о ней в хвалебных материалах, – отметила завкафедрой.
Без негатива к ситуации относится председатель Архангелького отделения Союза журналистов Владимир Лойтер. Однако в беседе с 29.ru он отметил, что проблемы в региональной журналистике всё-таки есть.
На фронте свободы пресс без перемен, так считают власти
Заметим, что местные власти уверены, что в Архангельской области со свободой слова нет проблем.Не далее, чем в конце прошлой недели в Архангельске на ежегодной конференции Barents Press International, губернатор Игорь Орлов, общаясь с журналистами, ответил на вопрос о свободе слова в Архангельской области так.
– Тот уровень отношений, который сложился между СМИ, институтами власти и общественными организациями, безусловно подтверждает реализацию положений Конституции РФ о свободе слова, свободе вероисповедания. Никаких возможностей ограничивать деятельность СМИ у нас не существует, – отметил он.
А Игорь Годзиш не увидел политической подоплеки в истории с увольнением журналиста «Архангельска – города воинской славы». Об этом он заявил на встрече с главными редакторами архангельских СМИ. Тогда он также сказал о том, что власть не делает запретов на то, что хотят высказывать журналисты.
– Сегодня пресса много пишет того, что мне не нравится. Но это право прессы. Также как мое право – читая это, считать, что мне не нравится. Это нормальный процесс. Плохо, когда те, кто это пишет, зависят от того, сколько денег из бюджета того или иного уровня им дали, – обозначил свою позицию градоначальник.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что отношения у СМИ с властями, мягко говоря, непростые. В 2010 году, например, из гордских киосков было изъято два тиража газеты «Правда севера». Одним из вероятных инициаторов этого называли бывшего мэра Архангельска Виктора Павленко. Мол, ему могли не понравится некоторые публикации. А вот еще есть история, которая частенько вспоминают архангельские журналисты. В 2009 году все в той же «Правде Севера» вышло интервью с тогдашним губернатором Поморья Ильей Михальчуком, в котором губернатор довольно резко высказался о патриархе, комментируя ситуацию с Соловецкими островами. По слухам, результатом этого текста стал изъятый тираж газеты и пробитая топором серверная ПС. Якобы один из топ-менеджеров «Правды Севера» в отсутствии системных администраторов не смог придумать лучшего способа попасть в серверную в надежде удалить интервью с сайта, чем разнести дверь в щепки. Но, как известно, что написано пером – того не вырубишь топором.
Фото: Фото Сергея Сюрина