«Кто пустил сюда женщину?» – негодует мусульманин. Я с ужасом понимаю, что, возможно, прошла перед молящимся, а это запрещено: молитва обрывается. Ловлю на себе неодобрительные взгляды. «Все в порядке», – успокаивает присутствующих мужчин имам, местный духовный глава Ваха Умаев. Мы познакомились с ним в Интернете, это он разрешил мне прийти сюда в такой важный для мусульман день – в пятницу, да еще и в Рамадан.
Странные гости и запрещенные книжки
Пятница – это великий день в исламе, праздник который повторяется каждую неделю, поэтому во дворе у входа в мечеть было много прихожан. Пока я искала глазами надпись «мечеть», не заметила, как вошла во двор. Поднимаю глаза: на меня смотрит толпа бородатых мужчин разного возраста и национальностей. Служение только что закончилось, они все вышли на улицу и удивлены, что я иду в их сторону – женщины молятся отдельно, в основном дома. Впопыхах я достаю платок и как попало наматываю на голову. В окошке вижу ту самую табличку.
Я оставляю кроссовки на входе, как принято здесь, и прохожу внутрь. Конечно, к этому никто не был готов. Услышав возмущения прихожан, ко мне поспешил подойти Султанов Магомед-Мирза Султанович – председатель религиозной организации мусульман Архангельска. Он настроен строго, и я быстро отвечаю на его вопросы: «Откуда ты? Как тебя зовут? Что за редакция? Кто твой руководитель? О чем ты собираешься писать?» Мне кажется, я выдержала этот экзамен, – без эмоций объяснила, что пишу очередной текст в серию «Разные храмы. Молитвы об одном», и в этот раз мы решили сделать репортаж из мечети.
Магомед-Мирза Султанович оттаивает, выясняется, что у него есть причины так реагировать на неизвестных гостей – как-то раз в молельную комнату забежал белесый мальчишка, покрутился и исчез, а потом пришла проверка, в результате которой в мечети нашли запрещенную книжку... Меня окружают мужчины разных возрастов, я понимаю, что интервьюировать мне придется всех разом, однако постепенно мы находим общий язык.
Восемь тысяч мусульман в Архангельске
– Пятница восхвалена Всевышним Аллахом, – обращается ко мне имам архангельской мечети Ваха Умаев. – Если мы собираемся все вместе и молимся в этот день, то воздаяние будет в 27 раз. То есть если я помолюсь в пятницу из дома – мне будет только одно воздаяние от Аллаха. А если приду в мечеть и буду коллективно это делать – в двадцатисемикратном размере! Поэтому во всем мире мусульмане так чтят этот день.
Эта молельная комната существует с 2011 года. Все прихожане ждут, когда отстроится новая мечеть. Если все сложится хорошо, уже в августе они смогут туда переместиться.
– Там будет «понаряднее»? – спрашиваю я, отмечая скромность помещения.
– Нет, у нас не принято украшать храмы. Там будет просто больше места, а атмосфера будет такой же скромной, как здесь.
Сегодня сюда приходят представители разных национальностей: азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы, индусы, таджики, узбеки, русские, есть и студенты из республики Сенегал. Магомед-Мирза Султанович обращается к документам, из которых сообщает мне данные про численность общины:
– В 2004 году, когда мы только открылись, выяснили, что у нас 40 национальностей в общине. В 1989 – было больше 12 тысяч. По переписи 2002 года – чуть более 9 тысяч. В 2010 году – около восьми тысяч. Сокращение можно объяснить отъездом среднеазиатских мусульман. Но и сегодня храм по праву можно назвать многонациональным.
Многие русские женщины становятся мусульманками, когда выходят замуж за мусульманина. Имам Ваха предлагает мне принять ислам, говорит, что найдет мне хорошего мужа. Я благодарю, но отшучиваюсь: «А потом этот муж возьмет еще одну жену? Ну, уж нет».
У самого имама пятеро детей. Три мальчика и две девочки. Четверо – совершеннолетние, а младшему - два годика. Про многоженство он сказал, что мужчина полигамен от природы, и если бы у него была материальная возможность взять еще одну жену, он бы так и сделал.
– При этом каждой жене нужно одинаково относиться. Русские женщины, наверное, этого никогда не поймут, но если женщина выросла в этой среде, для нее это нормально. Вы знаете, некоторые мусульманки даже сами ищут жен для своего мужа – это считается за благодеяние.
Бог по соседству с бизнесом
Молельная комната находится по адресу Поморская, 34, корпус 1. Если посмотреть по карте 2ГИС, по соседству располагаются разные организации: магазин одежды и аксессуаров, частный детский садик, стоматологический центр, агентство недвижимости, салон красоты и жилые квартиры.
– А как на вас реагируют люди? – спрашиваю я. – Особенно на такие масштабные сборы.
– Пока что никаких проблем не возникало, – говорит Ваха. – Мы законопослушные жители страны, не нарушаем порядок.
– Люди наверное думают, что это за комната такая молитвенная? Что за люди в шапочках? – включается в беседу молодой мусульманин Ниджат. – Смуглые. Бородатые. Если брать информационное пространство, которое сегодня кишит негативными новостями, все это может настораживать непосвященных людей. К тому же сейчас Рамадан. И людей приходит так много, что все они не помещаются в молельной комнате, и многим приходится молиться на ступеньках. А иногда и на улице... Люди спускаются по лестнице. Удивляются, но пока что никто не говорил нам грубостей...
Терроризм и ислам – антонимы
Я не упускаю возможности задать вопрос в тему:
– Есть такой стереотипный пугающий образ мусульманина с черной бородой... Сегодня в интернете и на телевидении много негатива про ислам. Как вы относитесь к тому, что многие за словом ислам видят террористическую деятельность?
– Терроризм и ислам – это как вода и огонь, – говорит Ваха.
Для присутствующих терроризм – это по большей части политическое явление, нежели религиозное. По их мнению, терроризм и экстремизм несовместимы с исламом, религией, которая базируется на любви и добре. Увы, террористы все чаще используют религиозные мотивы. Однако для настоящих добропорядочных мусульман это ни что иное, как прикрытие политических интриг.
– Мы часто слышим, что ислам – это мирная религия, но как в это поверить на фоне сообщений про запрещенные исламские группировки?
– Террористов нельзя считать мусульманами. Мусульмане – это самые мирные люди на свете. И мы такая же конфессия, как и другие. Хорошо общаемся с представителями разных конфессий, – православной, еврейской. Никаких разногласий между собой у нас никогда не возникало, – говорит Ваха Умаев. – Даже если в местных СМИ проходят негативные материалы. Если видим их, стараемся не реагировать, чтобы не раздувать конфликт. Это как пьяного на улице – лучше обойти.
Когда горела мечеть
– Один Аллах знает, как это произошло, – говорит Ваха Умаев про мечеть на Карла Маркса, которая сгорела несколько лет назад.
– Как сейчас помню, мы читали намаз. И нам сообщили, что горит наша мечеть. Это было около десяти вечера, – вспоминает Магомед-Мирза Султанович. – Прибежали туда, а там уже пустырь... Пожарные нам тогда сказали, что это явный поджог.
Пришлось все строить с нуля. Все архангельские мусульмане собрались тогда в одном кафе и стали обсуждать, что теперь делать. Мечеть была историческим памятником, ее построили в 1905 году, в планах до пожара было ее восстановление.
– В итоге нечего оказалось восстанавливать, – говорят прихожане. – Многие из нас предлагали построить каменную мечеть. Кто дает гарантию, что поджогов не будет снова? Не дай Аллах, чтобы такое произошло. Но мэрия поставила задачу – восстановить прежнее строение. Мы хотели толпой пойти в городскую администрацию и объяснить: Зачем на пусто месте создавать что-то такое же хрупкое? Это же для нас строится – для мусульман. В итоге согласились на то, что есть – это лучше, чем ничего. В августе мечеть будет построена. Строительство идет на пожертвования разных диаспор.
Молельная комната тесновата, но открыта каждый день. Здесь уже все между собой знакомы, общаются и вне мечети. Помогают друг другу, занимаются благотворительной деятельностью и даже снимают кино. Недавно здесь сняли документальный фильм о мусульманах для V фестиваля любительских и профессиональных фильмов и программ «Берегиня. Вместе в будущее!». Фильм называется «Уроки Рамадана».
Рамадан и белые ночи
Сейчас во всем мире идет священный Рамадан. В этот месяц Аллах спустил на землю Коран. Самая важная ночь в этом месяце – Лейлят аль-Кадр. Ночь предопределения и могущества. В нее принято просить прощения у Бога за совершенные грехи и читать Коран.
– В эту ночь принимаются молитвы верующих, удовлетворяются их просьбы о прощении, – объясняет Магомед-Мирза Султанович. – Тому, кто застал эту ночь и провел ее в искреннем поклонении, обещана великая награда. Дата этой ночи точно не известна, поэтому мусульманину в Рамазан следует как можно больше ночей выделить для молитвы и других видов поклонения, особенно в заключительной части месяца, чтобы вероятность того, что он проведет ночь предопределения в поклонении, увеличилась.
Если мусульманин попал с хорошими деяниями или молитвами в этот день, то это приравнивается к тысяче месяцев преклонения, а это 81 год с хвостиком! Некоторые местные мусульмане почти круглосуточно молятся в мечети в последние десять дней месяца, чтобы потом получить вознаграждение от Аллаха.
Рамадан – это месяц поста, мусульмане, в том числе и женщины, должны соблюдать его от восхода и до заката солнца. Представляете, как это сложно сделать в белые ночи? В летнее время архангельские мусульмане практически 22 часа держат пост. И едят всего два часа в сутки. Иногда в сутки на трапезу выходит меньше двух часов. И закидываться в это время всем, что есть в холодильнике – опасно. Сначала ешь финики – один, три или пять. Нечетное количество. Можно выпить воды. Идешь на намаз. Помолился, можно поесть по-нормальному – например, суп. А ближе к утру – горячее. И этого хватает мусульманам, чтобы держаться практически целый день. А всего таких дней – тридцать. Зато зимой поститься нужно всего четыре часа. Прихожане говорят, что это мудрость Всевышнего – он уравновесил все для мусульман-северян.
Садака и закят
Помимо гастрономического воздержания есть и другие, пожалуй, даже более важные запреты. Во время поста мусульмане стремятся обуздать свои инстинкты и страсти. Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю – освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Пост мусульманина, чьи дела и мысли нечисты, считается недействительным: «Аллах не нуждается в воздержании от еды и питья того, кто не оставил ложь».
В этот месяц мусульмане подходят к исполнению молитв более ответственно, чем в обычные месяцы, читают Коран, совершают добрые дела, раздают добровольную милостыню – «садака» и обязательную – «закят». Я замечаю над столиком слово «садака».
– Сюда кладут продукты? – спрашиваю я. Присматриваюсь и замечаю, – смотрите, кто-то хрен положил.
– Что??? – возмущаются прихожане. А потом видят на столе баночку с надписью «Хрен» и заливаются смехом.
В Рамадан особенно принято делать добро. Пойти накормить голодного, например. Религиозная мусульманская организация не раз подключалась к балготворительным акциям «Красного Креста».
– А еще мы избегаем конфликтов в этот период, – говорит Магомед-Мирза Султанович. – Даже если кто-то очень старается испортить тебе настроение, нужно сказать: «Извини, брат, я пощусь и не хочу с тобой связываться». Как бы тебя ни били, ни ругали, ты не должен в это впутываться!
Ислам держится на пяти столпах. Первый – это шахада, свидетельство, признание единобожия и пророческой миссии Мухаммада. Второй – намаз, пять ежедневных обязательных молитв. Третий – ураза, пост во время месяца Рамадан. Четвертый – закят, религиозный налог в пользу нуждающихся. И пятый – хадж, паломничество в Мекку. Если мусульманин случайно пропускает намаз, его можно возместить потом.
– У нас многие сложно переносят пост – кто-то, например болеет. Вчера парень в обморок упал. Ислам не накладывает на человека ношу, которую не унести. Такие люди освобождаются от поста на период болезни. Человек болеет три дня, к примеру, пьет лекарства. А потом эти три дня возмещает.
Абдулла был Станиславом
Я интересуюсь, в каком возрасте человек должен прийти к Богу. Респонденты отвечают, что лучше всего, если человек с рождения попадает в эту среду, однако бывают и другие ситуации. Аллах Всевышний прощает, если человек пришел в религию в сознательном возрасте и покаялся о своих грехах. В общине есть один брат, который в шестьдесят лет принял ислам.
– Я два года в исламе, а религии разные изучаю с 1995 года. Я все перепробовал – даже старообрядчество. Перечитал много литературы по каждой из конфессий. Я ищу Бога. Лет пят назад стал читать в Интернете исламских проповедников. Три года читал Коран. И убедился, что это для меня. В двух словах и не объяснишь, почему. Главное – Бог один, их не может быть не сколько. Многобожие – это язычество. Я пришел сюда в первый раз, чтобы просто познакомиться, спустя некоторое время стал мусульманиноним. Сегодня я – Абдулла, что переводится как «раб божий». А был Станислав. Так я нашел Аллаха.
– Если человек принимает ислам в почтительном возрасте, всего один день помолился в исламе, а потом умер, – про этого человека Всевышний скажет: «Он мало сделал, но много заработал!» Когда другие мусульмане стараются ради этого всю жизнь, – говорит Магомед-Мирза Султанович. – Конечно, сатана нас сводит с хорошего пути, в чем-то где-то люди грешат, но каждый день борются с этим. Неважно во что человек верил. Он принял ислам, а, значит, начал жизнь с нового листа. Получил в итоге рай, даже если был в исламе всего один день. Он муслим. Что переводится как «покорный Богу человек».
– Ага. У меня есть хитрый план, – шучу я, – можно прийти к вам в последний момент.
– Ты хитрая, но Аллах хитрее! – смеются в ответ прихожане.