Город Деньги на ветер: старость мешает развитию архангельской системы электронных проездных

Деньги на ветер: старость мешает развитию архангельской системы электронных проездных

В конце прошлого года была установлена автоматизированная системы оплаты. Только вот она уже морально устарела

Власти пытаются вывести на свет теневой бизнес общественного транспорта

В Архангельске заменят электронные карты, выданные в марте ветеранам города для бесплатного проезда на общественном транспорте. Остальные горожане смогут оплачивать проезд с помощью банковских карт. Почему без замены льготных карт не обойтись? Подробности – в материале 29.ru.

Очередным скандалом может завершиться попытка городских властей вывести теневой автобусный бизнес на свет. На июньской сессии городской думы представители администрации Архангельска заявили, что не исключают возможность замены выданных в феврале-марте транспортных карт, по которым сегодня горожане старше 70 лет бесплатно ездят в общественном транспорте.

Необходимость замены транспортных карт связана с тем, что выбранная в конце прошлого года автоматизированная система оплаты проезда является морально устаревшей, ее невозможно модернизировать и расширять область применения.

Впрочем, заместитель главы администрации по вопросам городского хозяйства Виталий Акишин утверждает, что финансовых затрат из бюджета удастся избежать.

– При формировании конкурсной документации мы постараемся минимизировать дополнительные затраты со стороны администрации города. В том числе предусматриваем, что при необходимости замены уже существующего оборудования, затраты понесет та компания, которая будет оказывать эти услуги, – сообщил на сессии гордумы Виталий Акишин.

Откуда есть пошла карта электронная

«Ветеранские» электронные карты для бесплатного проезда появились в Архангельске от безысходности. Несколько лет назад жителям областного центра старше 70 лет было дано право на 20 бесплатных поездок на общественном транспорте в течение месяца. Чтобы отследить «льготников» и компенсировать перевозчикам затраты, муниципальное предприятие пассажирских перевозок раз в квартал выдавало каждому пенсионеру специальные талоны, которые предъявлялись кондуктору. Затем собранные талоны автобусники передавали в мэрию, откуда получали деньги.

С одной стороны такая система проста и понятна: сдал талон – получил деньги. С другой, она имела массу недостатков. Главный из них – транспортники злоупотребляли своим правом и, как сообщает Контрольно-счетная палата, предъявляли в мэрию для оплаты даже нераспечатанные пачки «льготных» билетов. То есть они их явно получали не от перевезенных пассажиров, а неизвестно откуда.

Кроме этого, раз в квартал каждый ветеран был вынужден стоять в очередях в надежде получить заветные талончики. Теперь начисление поездок происходит автоматически, никуда ходить не надо.

Поэтому новая система лишила автобусников части нелегальных доходов, а значит, позволила увеличить отчисления налогов в бюджет.

Как отметил заместитель директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Михаил Краснов, в настоящее время «льготные» транспортные карты в Архангельске получили 28 800 ветеранов. Всего же было выпущено 30 тысяч карт за счет муниципального предприятия пассажирских перевозок.

Обрезанные перспективы

Однако выпустить электронную карту – это полдела. Необходимо обеспечить ее работоспособность с помощью специального программного обеспечения и оборудования – валидаторов (считывающих устройств), серверов, на которых хранится информация.

По логике, после выпуска льготной карты должна появиться и «обычная» транспортная карта для всех горожан, а еще лучше – единая электронная карта горожанина, которой можно не только проезд оплатить, но и получить социальные услуги, скидки и льготы в тех же муниципальных банях, например. А сама система оплаты проезда должна обеспечивать возможность оплаты проезда не только транспортными, но и обычными банковскими картами. Такие сервисы уже давно реализованы в крупнейших городах страны.

А вот такие задачи начавшая работу в марте система решать не может. Да, в ее рамках можно создать единую транспортную карту для всех горожан, а вот за дополнительный функционал придется платить. Да и вообще у экспертов возникают сомнения в том, что на базе существующей системы это возможно.

И хотя чиновники напрямую не говорят, что действующая система будет заменена, выводы напрашиваются сами – замены системы оплаты проезда, а, следовательно, и карт, не избежать.

– Вопрос смены системы прорабатывается и говорить о том, что она будет заменена на какую-то другую, преждевременно, поскольку планируются конкурсные процедуры. И тем более рано говорить об издержках бюджета, – отметил начальник управления транспорта, дорог и мостов администрации Архангельска Алексей Потолов.

Как рассказал Михаил Краснов, в 2016 году на конкурсе, организованном городской администрацией, победу одержал авторизированный сервисный центр компании «МФ-Тариф». Именно эта компания и занималась внедрением автоматической системы оплаты проезда для льготных категорий граждан.

С одной стороны, ответственность за принятое решение лежит на действующей администрации. Однако глава города Игорь Годзиш фактически переложил ее на предшественников – мэрию Виктора Павленко:

– «МФ-Тариф» – это был первый опыт и проработка двухлетней давности, когда она была одной из передовых систем. Но сегодня это не самая совершенная система из представленных на рынке, – отметил на сессии Игорь Годзиш.

По неофициальной информации, сейчас администрация города усиленно готовится к проведению нового конкурса по выбору автоматизированной системы оплаты проезда. Причем главный посыл этого конкурса – она должна представлять собой подобие конструктора и не ограничиваться только задачами оплаты проезда или использования банковских карт.

Да, сначала эта система будет внедрена в транспортную составляющую, а затем к ней будут подключаться дополнительные сервисы. Например, она будет использоваться как пропуск на мероприятия или получение льгот при обслуживании в социальных учреждениях. В итоге каждый горожанин должен получить не просто проездной билет, а комплексную электронную карту.

При этом в администрации отмечают, что создать данную карту вполне возможно и без участия муниципальных финансов. Этим вполне могут заняться банки-партнеры или операторы электронных систем, которые заинтересованы в дополнительных и стабильных финансовых потоках. Причем они заинтересованы настолько, что могут обеспечить все маршрутные автобусы необходимым оборудованием.

Будет объявлен инвестиционный конкурс, победит в котором тот, кто предложит наиболее выгодные для города и горожан условия.

Будет ли прозрачность?

В настоящее время государство взяло четкий курс на наведение порядка в тех сферах, где имеется наличный оборот средств. Не секрет: где есть «наличка», очень часто возникают нарушения. Именно из этой «серии» введение с 1 июля онлайн-касс в магазинах по всей стране, когда информация о каждой покупке гражданина моментально поступает в налоговую службу, а фискальные органы могут самостоятельно проверить правильность уплачиваемых предпринимателями налогов.

Наведению порядка в сфере уплаты налогов, повышению прозрачности работы автотранспортных предприятий служит введение и развитие автоматической системы оплаты проезда. Каждый рубль, уплаченный пассажиром, будет зафиксирован, и с него в бюджет пойдут налоги.

Не секрет, что долгое время на автобусных предприятиях процветала «двойная» бухгалтерия: одна – официальная, которую показывали налоговикам и регулирующим органам при установлении тарифов, вторая – для себя, в которой присутствовали двойные незарегистрированные билетные ленты, невыдача проездных билетов и т.п. «Вторая» бухгалтерия способствовала обогащению владельцев автотранспортных средств.

Именно поэтому, несмотря на постоянные стенания перевозчиков на свою убыточную работу, никто из них с рынка пассажирских перевозок не ушёл, а наоборот, врос в него крепкими корнями. И расставаться не намерен.

Фото: Сергей Сюрин
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
37
ТОП 5
Мнение
«Режим выживания»: архангельский краевед размышляет, что ждет Поморье в экономике и политике
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: жительница Мурманска рассказала, как её дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления