Ежедневно архангельские таможенники выходят на воду в поиске нарушителей. Часто в рейд они идут не одни, а вместе с ГИМС и другими надзорными органами. Патрулировать акваторию порта столицы Поморья им приходиться весь день, а иногда и целые сутки. Корреспондент 29.ru отправился в рейд вместе с сотрудниками морского отдела Архангельской таможни и ГИМС, чтобы на своей шкуре понять, каково это – охранять водные просторы нашего региона.
В акватории архангельского порта находится порядка пяти зон таможенного контроля: Экономия, Нефтепродукты, 25-й лесозавод Маймаксанский участок, 25-й лесозавод Цигломенский участок и ЛДК-3. Помимо самих причалов, эти зоны распространяются на водную поверхность в пределах 50 метров от берега. Поэтому суда, входящие на эти участки без разрешения таможенного органа, автоматически становятся нарушителями. Патруль следит, чтобы этого не происходило, а также наблюдает за погрузочно-разгрузочными мероприятиями.
Кроме патрулирования на воде, сотрудники морского отдела Архангельской таможни следят за соблюдением таможенного законодательства, а также осуществляют доставку и защиту инспекторов на судах, которые проходят проверку.
– Что-либо искать на судне мы не можем из-за ограниченного количества экипажа. Мы не можем покинуть судно, на нем все равно должен кто-то оставаться, а нас всего три человека, – пояснил начальник морского отдела Архангельской таможни Александр Сахацкий.
На всей акватории архангельского порта у патруля лишь один помощник – таможенный пост, который расположен на Экономии. Досмотром судов и оформлением документов занимаются его сотрудники. Основная задача экипажа таможенного катера в распознавании нарушителей. Например, если у таможенников появляются подозрения на незаконную передачу какого-либо груза, то они связываются с дежурным на посту и проверяют информацию. На судне установлена стационарная система видеонаблюдения и приборы ночного видения для того, чтобы заснять и оперативно передать данные.
Экипаж таможенного судна полностью вооружен табельным оружием. Без пистолетов сотрудники надзорного органа не могут выходить на воду. Правда, сами таможенники говорят, что применять оружие в действии не приходилось, но признаются, что его наличие придает уверенности. Особенно в сентябре, когда начинается сезон охоты и на реках появляется много маломерных судов с вооруженными на борту людьми.
– В осенний период мы работаем совместно с сотрудниками рыбоохраны, а они кроме дубинок ничем не вооружены. А люди на охоте и рыбалке часто выпивают и могут вести себя неадекватно. Поэтому с табельным оружием мы чувствуем себя гораздо спокойнее, – отметил Александр Сахацкий.
Каждый день таможенники осматривают если не всю территорию порта, то хотя бы ее часть. Инспекторы ГИМС несколько раз в неделю выходят в рейд вместе с патрулем, чтобы охватить эти участки в короткие сроки. У них тоже немного людей, поэтому работать совместно гораздо проще.
– Все суда мы не задерживаем, законом предусмотрены определенные рамки. Должно быть визуально видно явное правонарушение. Например, на судне может не быть бортовых номеров. Раза три-четыре в неделю мы выходим на воду, в основном в выходные, – уточнил государственный инспектор по маломерным судам патрульной службы №3 центра ГИМС МЧС России по Архангельской области Александр Колыгин.
Инспектор рассказывает, что почти постоянно они задерживают маломерные судна, на борту которых пассажиры без спасательных жилетов. Это самое распространенное несоблюдение правил безопасности на водном транспорте. А штраф за него от 300 до 500 рублей. Таких нарушений закона набралось уже 177, из 355 выявленных в этом году. Если на судне нет номера, то придется отдать государству тысячу рублей, а за отсутствие прав – полторы тысячи.
А вот крупных происшествий и смертей на воде стало значительно меньше. Если в текущем году погибло 55 человек, то за такой же период прошлого года умерло 77 жителей Поморья. В большинстве случаев люди гибнут при падении за борт, находясь в состоянии опьянения и без спасжилетов. В основном такие происшествия случаются с рыбаками.
– За рейс мы в среднем проверяем от пяти до десяти маломерных судов. У инспекторов так или иначе возникают подозрения по тому или иному катеру. Часто бывает, что права у людей есть, но с собой их почему то не взяли. Мы пробиваем их наличие по базе. Еще одно распространенное нарушение – это перегруз. Когда на борту большее количество пассажиров, чем разрешено в судовом билете, – отметил Александр Сахацкий.
Осадка у катера таможенников примерно один метр и по мелким речкам из-за этого оно пройти не может. Поэтому, в случае необходимости, его оставляют в качестве базы в определенном месте, откуда и дальше ведется наблюдение за зоной таможенного контроля. А инспектор ГИМС вместе с членом экипажа выезжает на мелководье на дежурной лодке, которая находится прямо на борту. Ее очень быстро можно спустить, и по скорости она не уступает таможенному судну. Единственное, что нужно для ее использования, – идеальная погода.