Реновация – термин, в последние месяцы не сходящий с первых полос российских СМИ. Воспринимают его в разных регионах России по-разному. В Москве – это снос домов, построенных в 1950-70 г.г. и строительство новых районов, в регионах речь идет, скорее, просто о расселении аварийного жилья. Меж тем в странах бывшего СССР мы видим другую реновацию, которая превращает привычные нашему глазу старые жилые дома в комфортабельное современное жилье.
Наши бывшие соотечественники, даже не обладая таким значительным финансовым и экономическим потенциалом как Россия, решают задачи улучшения качества жилья по-своему. На постсоветском пространстве уже не первый год существуют программы модернизации жилья, построенного по типовым проектам в период СССР. Одним из таких примеров может служить бывшая советская республика, а ныне государство – член Евросоюза – Эстония.
В вопросах модернизации жилья она руководствуется Директивой ЕС об энергетической эффективности зданий 2009/28/ЕС (все здания в странах Евросоюза к 2021 году должны соответствовать требованиям энергосбережения и энергоэффективности). Правда, сразу стоит оговориться, что в Эстонии принципиально другое отношение к частной собственности на землю, чем у нас. Земля, на которой построен дом, здесь принадлежит собственникам жилья (квартир), а не государству или муниципалитету. В Эстонии снос дома без согласия его собственников просто юридически невозможен. Поэтому, жильцы «хрущевок» и «брежневок» не стремятся расстаться со своими домами и через товарищества собственников жилья (квартир) занимаются их реконструкцией. Реновацией домов, как правило, они занимаются сами, взяв «реновационный кредит». Этот кредит может получить товарищество квартиросъемщиков, чей дом построен до 1993 года. Обязательным предварительным условием является проведение энергоаудита дома, при этом собственное финансирование жилого дома должно составлять не менее 15%.
Недавно, посетив Эстонию, я своими глазами увидел результат модернизации жилых зданий советского периода в небольшом пятидесятитысячном городе Пярну, расположенном на берегу Балтийского моря. Как и в других регионах этой прибалтийской страны, в Пярну не сносят «хрущевки», а благоустраивают их с помощью современных отделочных материалов, уменьшая теплоотдачу стен, меняя кровлю крыш и осовременивая вход и подъезды. Гуляя по улицам этого аккуратного города, я обратил внимание на симпатичные обновленные трех-четырех этажные многоподъездные дома. Причем рядом с капитально отремонтированными стоят дома готовые к переделке или находящиеся в процессе ремонта. Так мне посчастливилось сравнить начальный вид старых домов и конечный результат, значительно их преобразивший. Из разговора с местными жителями выяснилось, что подобные ремонтные работы идут по всему городу. Особенно порадовала придомовая территория с ровными травяными газонами и красивыми цветниками, их украшающими. Новые здания в городе создаются по оригинальным проектам и гармонично вписываются в городской ландшафт. Показательным примером тому может служить современное здание городской библиотеки с прозрачными стенами из стекла. В целом, улицы Пярну можно охарактеризовать, как дружелюбную городскую среду, удобную для его жителей и гостей города.
Вернувшись в Архангельск с его неприглядными улицами и дворами, невольно задумался о том, что же у нас не так? Несколько лет назад в целом ряде домов в городе, попавших под программу капитального ремонта, прошли работы по замене водопроводных и канализационных коммуникаций и замене кровли, однако, эти работы проводились несистемно. В результате в некоторых домах поменяли трубы и кровлю, но не ремонтировали подъезды, в других наоборот ограничились косметическим ремонтом внутренних помещений подъездов. О придомовых территориях речь не шла, поэтому практически все дворы в Архангельске неухожены и загромождены личным автотранспортом. Проблемой энергосбережения в жилых домах вообще никто не занимается, поэтому зимой и весной мы за свой счет «отапливаем» улицу.
Что же требуется изменить для того, чтобы жить в благоустроенной городской среде? Ответ на этот вопрос, скорее, находится в плоскости формирования в стране гражданского общества, создания системы самоуправления при активном содействии государства. К сожалению, в настоящее время, при значительной централизации ресурсов и стремлении властей на всех уровнях ограничить активность людей и их вовлеченность в процесс самоуправления, это маловероятно.
Дмитрий Потехин, в Архангельске живет больше 20 лет. Получил высшее военное образование. Ранее работал на разных должностях на государственной службе.
Фото: Дмитрий Потехин