В Архангельской области озаботились вопросом повышения интереса молодых людей к политическим процессам. В четверг вопросом «А что им, молодым, нужно?» задавались участники круглого стола, который прошел в библиотеке им. Е.И. Овсянкина, – политологи, чиновники, преподаватели САФУ и представители избиркома. Они искали некую «позитивную повестку», которая привлечет юношей и девушек на избирательные участки. И очень пытались не упоминать лишний раз имя Алексея Навального.
Люди в возрасте от 18 до 35 лет (собственно, молодежь) – традиционно самые не активные участники избирательного процесса. На выборах 2015 года (губернаторская досрочка) и 2016 года (думская кампания) в этой категории была самая низкая явка. Причем молодежная явка в Архангельской области ниже средней по России. Такую информацию озвучил председатель областного избиркома Андрей Контиевский. Основные причины, по его словам, – лень, отсутствие кандидата, к которому было бы доверие. и мысль о том, что мой голос ничего не решает. По словам Контиевского, избирком планирует в ближайшем будущем активизировать работу с мероприятиями, которые могут заинтересовать молодежь. Например, интеллектуальные игры с участием политиков и КВН.
Проректор САФУ по социальным вопросам и воспитательной работе Сергей Сорокин, в свою очередь, отметил, что власти и научное сообщество должны подумать над тем, какая позитивная повестка приведет молодых и активных на избирательные участки.
– Должны объединиться научное сообщество и органы власти, чтобы понять молодежь. Проводятся всякие исследования, опросы, но в целом мы ее не понимаем, – сказал Сорокин. И добавил, что также нужно оберегать молодых людей от влияния «деструктивных элементов, которые борются с властью» и за которыми «нет никакого содержания, только эмоции».
Доцент кафедры философии и социологии САФУ Илья Верещагин назвал несколько возможных рецептов повышения политической активности молодежи. Один из них – дать людям реальную возможность выражать свою позицию.
– Не все сейчас со мной согласятся, но не всегда человек, придерживающийся антипутинских, антигосударственных взглядов, может их выразить, а этот тихий протест будет тлеть. Даже если какой-то молодой человек не прав и у него не хватает компетенций, чтобы что-то понять, с ним нужно говорить, а не называть агентом госдепа, – заметил Верещагин. – Еще два рецепта – изменить политическую повестку (страна большая, и у нас есть о чем поговорить кроме США или Украины) и выдвинуть в политику тех, кого молодежь поддерживает.
По словам Верещагина, сейчас власть хочет перенаправить из деструктивного в ее представлении русла протестов, «чтобы не было второй Болотной». Думают об этом и в Архангельской области.
– Есть скепсис по привлечению к политической деятельности. Молодежь не всегда достаточно образована и не всегда может сделать верный выбор. Некоторых пугает привлечение молодежи к движениям, которыми руководят деятели, которых в последнее время не принято называть. Все видели, что происходило весной-летом в больших городах, в Архангельске. Возможно, митинги продолжатся осенью. Один из факторов этого у нас – открытие штаба Навального. Извините, но я назвал его фамилию. Об этом нужно говорить. Есть штаб. Там молодые люди, все очень разные. Пока они не очень активны, но ближе к мартовским выборам все может измениться, – отметил доцент. По его мнению, в Архангельской области нужно провести масштабное социологическое исследование, которое покажет, что на самом деле сегодня волнует молодежь Поморья.
Также эксперт отметил низкий уровень политической дискуссии в регионе. Мол, что мы жалуемся на молодежь, если мастодонты не могут показать класс и скатываются во время дебатов в эмоции и взаимные оскорбления. Что касается так называемых околополитических молодежных мероприятий и организаций («Команда 29», Форум молодых политиков, Молодежное правительство и т. д.), то и к ним есть вопросы. Даже у людей, которые их и организуют. Один их таких вопросов – мотивация. Зачем студенты едут на тот же Форум молодых политиков? Увидеть губернатора и сделать с ним селфи или реально попытаться донести до власти свою позицию? Если верить Илье Верещагину, фотография на память в данном случае людям гораздо интересней.