Масштабная модернизация производства, совершенствование технологических процессов, выпуск продукции высокого качества требует современных знаний, умений и навыков от всех работников лесного комплекса. Каждый год переподготовку и повышение квалификации проходят до 40% работников Архангельского ЦБК. Однако проблема нехватки квалифицированных кадров на предприятии до сих пор окончательно не решена. Об этом заявил в своем выступлении 29 ноября в Вене (Австрия) на Третьей международной конференции «Целлюлозно-бумажная промышленность России — новые реалии, новые возможности» генеральный директор АО «Архангельский ЦБК» Дмитрий Зылёв.
По его словам, комбинат видит решение проблемы во взаимодействии Архангельского ЦБК с организациями высшего, средне-технического, школьного и даже дошкольного образования, в комплексном подходе к подготовке кадров от школьной парты до повышения квалификации как работников комбината, так и преподавательского персонала, ориентированном на инновационное развитие производства.
На АЦБК действует система непрерывной подготовки кадров «СТУПЕНИ»: дошкольные учреждения — школа — среднее образовательное учреждение — высшее образовательное учреждение — предприятие.
Как отметил Дмитрий Зылёв, среди образовательных учреждений в Архангельской области стратегическими партнёрами АЦБК по подготовке и переподготовки кадров являются САФУ им. М.В. Ломоносова и Новодвинский индустриальный техникум (НИТ).
Генеральный директор АЦБК напомнил о наиболее значимых образовательных проектах. Это совместный с НИТ проект «Многофункциональный Центр прикладных квалификаций», действующий на комбинате с 2007 года филиал кафедры технологии целлюлозно-бумажного производства института теоретической и прикладной химии САФУ.
— Мы сотрудничаем с САФУ и в области повышения квалификации руководителей и специалистов — участвуем в президентской программе подготовки инженерных кадров, — заявил Дмитрий Зылёв. — При содействии Архангельского ЦБК открыт Инновационно-технологический центр университета, что стало новым шагом на пути интеграции науки и производства.
С мая этого года стартовал совместный с АЦБК и САФУ проект «Перспектива». По итогам его реализации лучшие студенты будут трудоустроены на комбинате по таким направлениям, как «технические машины и оборудование», «теплоэнергетика и теплотехника», «энергообеспечение», «электротехника и электроника», «автоматизация технологических процессов и производств».
Особое внимание комбинат уделяет профессиональному уровню знаний работников Архангельского ЦБК. В 2016 году прошли подготовку по всем видам и формам обучения 2764 человек — 71,4 % от среднесписочной численности работников.
Вместе с тем генеральный директор АЦБК акцентировал внимание на отсутствии государственной идеологии формирования престижа профессий рабочего, технолога, инженера. Что не способствует положительному вектору решения наших кадровых проблем. По мнению Дмитрия Зылёва, без государственного участия в совершенствовании образовательного процесса, повышения профессионального уровня подготовки кадров для промышленных предприятий, развития системы подготовки инновационных специалистов различных статусов ни бизнесу, ни образовательным учреждениям не справиться.
В рамках стратегии необходимо стимулировать бизнес создавать в образовательных учреждениях лабораторно-исследовательскую базу, обеспечивать сквозное сопровождение талантливой молодёжи от парты до высоких должностей в их карьере. Дмитрий Зылёв предложил:
предусмотреть возможность целевого высшего образования для выпускников, направляемых коммерческими организациями;
внедрить на постоянной основе порядок приема в университет выпускников среднего профессионального образования по результатам не только ЕГЭ, но и на основании вступительных экзаменов (тестирования), проводимых самим университетом, выделять в федеральном бюджете субсидии на компенсацию расходов предприятий на прохождение практики студентами средних и высших учебных заведений, предусмотреть выплату «подъемных» выпускникам вузов, трудоустроенных в пределах субъектов Российской Федерации (не покинувших свой регион), например, ежемесячно в течение двух лет в случае работы в отраслях лесного комплекса, а также освободить от налогообложения расходы налогоплательщика на содержание российских образовательных учреждений, в виде технического оснащения учебного процесса, мебели, доплаты преподавателям и т.п.