На вопрос 29.ru губернатору — а вы с нами надолго? Игорь Орлов ответил, что до 2020-го года — точно. Глава региона подвел итоги своей работы на ежегодной пресс-конференции, где ответил на разные вопросы, в том числе — почему у региона до сих пор нет стратегии развития. Мы обратились к экспертам, которые оценили шестилетний путь Игоря Орлова и предположили, почему губернатор в ближайшее время останется в Поморье.
В чем Игорь Орлов не хочет торопиться
Пресс-конференция с Игорем Орловым длилась больше двух часов, за это время он успел поговорить с журналистами про добычу алмазов, оптимизацию здравоохранения, расселение из аварийного жилья, реформу избрания глав города и много чего еще. Один из вопросов, который, пожалуй, больше всего смутил Игоря Анатольевича, — про Стратегию развития области. Мы озвучили губернатору мнение политолога Андрея Чуракова, который сказал 29.ru, что Архангельская область еще с начала 2017 года должна была получить Стратегию развития региона, но не получила и вошла в новый 2018-й без конкретного плана действий. То есть предшественник Игоря Анатольевича Илья Михальчук сделал такой нормативный документ со сроком годности аж до 2030-го, и область все еще по нему живет, хотя он устарел.
— Я знаю профессию экономист и даже журналист, но чем занимается политолог? — иронично ответил нам Игорь Орлов. — Существует закон Российской Федерации о стратегическом планировании, я с ним, конечно, знаком, и регулярно выступаю с тем, как мы реализуем его в области. У нас есть целый ряд региональных стратегий — развитие лесопромышленного комплекса, транспортной системы и других. И существует определенный порядок и правила, которые задает Правительство России по разработке этих стратегий. Единственное, с чем я соглашусь — жить по стратегии, созданной в прошлые годы, — неправильно. Могу заверить, ни разу ни при каких обстоятельствах мы им не руководствовались. Если довериться этой стратегии, то в 2018 году регион должен быть на третьем месте по добыче гипса. А у меня таких задач даже нет, и я не собираюсь этим заниматься.
Губернатор справедливо отметил, что суть любой стратегии заключается в постановке таких целей, которые будут способствовать развитию региона — местному бизнесу, социальной сфере и других сфер. Это тот региональный план на несколько лет вперед, который привлечет сюда потенциальных инвесторов. Однако подтвердил, что единого такого документа у нас пока нет.
— Тот устаревший документ, о котором вы сказали, нас не интересует. Мы усиленно и предметно разрабатываем свой, — ответил Игорь Орлов. — А торопиться в таком деле — просто нельзя. За прошлый год мы провели порядка 20 круглых столов, два из них — в Москве, с привлечением федеральных экспертов. Тем, кто интересуется, а не просто говорит об этом, мы готовы показать свои наработки. Что касается управления регионом, слава богу, этим занимаются не те политологи, которых вы цитируете.
Пережить 18 марта и встретить пенсию губернатором
Тем не менее Андрей Чураков, политолог и координатор Комитета гражданских инициатив Архангельской области, считает, что у области нет четкого вектора развития, а самое главное — новых инициатив от главы государства.
— В прошлом году губернаторов в некоторых регионах снимали с должности, и имя Игоря Орлова тоже фигурировало в дискуссиях на тему, кто следующий. Лично у меня ощущение, что Игорь Орлов два года назад переосмыслил свои цели нахождения на посту губернатора. Может, на него повлияли результаты выборов. Явка в два процента — в этом мы были позади России всей, — комментирует Андрей Чураков. — Возможно, после этого он фактически перестал предлагать какие-то идеи, что-то предлагать по развитию области. У него были неплохие арктические проекты и идея формирования большого Архангельска — агломерации, которая кроме столицы включает Новодвинск, Северодвинск и города Приморского района. А потом — пауза. Прошло больше двух лет, и новых управленческих решений нет.
Глава региона, возможно, до этой поры не мог собрать подходящую опытную команду для создания такой стратегии. До сих политолог пор вспоминает, как Илье Михальчуку пришла инструкция из Москвы — делайте стратегию. Тот объявляет тендер, находит структуру, которая берет шаблон другого региона, добавляет в него пару местных формулировок. И все — документ есть, реальной пользы от него — нет.
— При этом на федеральном уровне сейчас не будут принимать серьезные кадровые решения, нужно сделать совсем что-то из ряда вон выходящее, чтобы в каком-то регионе убрали человека с должности губернатора. Любая такая встряска может повлиять на результаты выборов 18 марта, — объясняет Чураков. — Идеология избирательной компании Путина строится на том, что у нас экономика на подъеме, жизнь налаживается, мы Великая Держава, и у нас все отлично. А потом, сразу после выборов, тоже не будет негатива. Даже если область провалит результаты по явке. Это не страшно. Чем меньше придет людей на участки, тем выше будет общий результат за Путина. Только через год как минимум у администрации президента дойдут руки посмотреть — а что там в регионах, справляются ли главы? А не пора ли в той же Архангельской области поменять руководство? У нас избирателей всего миллион, на митинги народ не выходит, ничего не требует от областной власти — ну и бог с ней, с этой областью.
В народе шутят, что Игорь Орлов просто ждет пенсии, сейчас ему — 53 года. Якобы не так важно успеть добить стратегию перед уходом или пережить президентские выборы, как просто получить к пенсии хорошую добавку из бюджета. Его предшественник Илья Михальчук сделал все возможное, чтобы получить первую пенсию в кресле губернатора, а значит, и существенную доплату из бюджета Архангельской области к этой выплате. При этом в кандидаты на место губернатора Архангельской области нет очереди, может, поэтому так долго сидит в должности Игорь Орлов.
Ворота в Арктику или просто вывеска?
Губернатор сказал на пресс-конференции, что уже дал распоряжение разработать вывески, которые разместились бы на железно-дорожном вокзале, в аэропорту и других общественных местах, на которых было написано — «Вы в Арктике» или что-то подобное, чтобы люди понимали, что Архангельск — это уже Арктика. Но можно ли считать Поморье — воротами в Арктику? Тот же экс-мэр Виктор Павленко в интервью 29.ru сказал, что место Архангельска и в целом Архангельской области на федеральном уровне четко не определено: недостаточно задействован потенциал САФУ, неясны перспективы «Белкомура» и строительства глубоководного порта.
— Пора уже подкрепить статус «ворот в Арктику» или снять его, — комментирует Николай Залывский, доктор экономических наук, заслуженный экономист России, профессор кафедры экономики и предпринимательства Высшей школы экономики, управления и права САФУ. — Без глубоководного порта и изменения товаропотоков трудно говорить, что Архангельск — это ворота в Арктику, а не центр инфраструктурного развития и поддержки ближайшей зоны Северного морского пути. Пока что Архангельская область порой получает статус тупикового объекта Российской Федерации. По-моему, нужно внести окончательную ясность в реалистичность проекта «Белкомур». А также понять, насколько целесообразно строительство глубоководного порта в городе Архангельск. Все остальные проблемы связаны с функционированием крупных предприятий, которые от решений главы областной администрации практически не зависят. У них свои стратегии развития, и они сами ищут инвестиции.
Игорь Орлов перспективы у проекта «Белкомур» видит и считает, что нужно завершать его как минимум в трех крупных портах — Мурманске, Архангельске и Индиге. Еще он бы добавил туда Нарьян-Мар, а потом — через Северный широтный ход, Сабетту. Кстати, строительство как раз планировалось начать в 2018 году, оно займет восемь лет. То есть в этом году мы и поймем — быть или не быть. Еще два года назад проект оценивался в 330 млрд рублей с учетом заемных средств.
— Конечно, некорректно говорить о каких-то ошибках губернатора, но можно отметить недостатки стратегического стиля работы, — говорит Залывский. — Это неумение точно выделять приоритеты в социально-экономическом развитии и последовательно приближаться к реализации этих планов. Если говорить про уровень жизни, нельзя сказать, что при Орлове он стал хуже или лучше, он находится в стагнационном режиме. Да, за последние два-три года динамика доходов у жителей Архангельской области снижалась, но сказать, что в этом виноват именно губернатор, — конечно, нельзя. Это совокупность факторов.