Город «Дубиной по голове»: как 10 лет назад Вайкуле и Троицкий бились в Архангельске за бельков

«Дубиной по голове»: как 10 лет назад Вайкуле и Троицкий бились в Архангельске за бельков

29.ru вспоминает жесткую полемику в столице Поморья, после которой Кремль запретил промысел

В 2008 году звезды телеэкранов прибыли в Архангельск, чтобы защитить белобоких

15 марта — Международный день защиты белька. Десять лет назад Архангельск стал полем битвы для тех, кто против убийства этих животных и тех, кто за. В 2008 году в наш город прилетел звездный десант — популярные в России актеры, музыканты, телеведущие. Звезды подняли шум, и в итоге спустя год Кремль запретил добычу, несмотря на сопротивления рыбопромыслового ведомства. 29.ru вспоминает, как это было.

Как российский шоу-бизнес заступался за белобоких

О том, что нужно запретить убивать бельков на Белом море, всерьез и громко заговорили в 2008 году. Центр защиты прав животных «Вита» узнал, что в Белое море выйдут два корабля для забоя детенышей тюленя — бельков.

Белый мех у детеныша держится около трех недель, потом он линяет. Если мех не успел посереть весь, животное называют хохлушей. Если серый целиком — серкой. Из-за недолгого сохранения белой шкурки охота на бельков велась в марте.

К протесту «Виты» присоединились известные артисты, журналисты, деятели культуры. Они посчитали убийство тюленят варварством и потребовали запретить кровавый промысел. В Архангельск прибыла делегация, в которой были, к примеру, Лайма Вайкуле, Виктор Гусев, Артемий Троицкий, Алена Свиридова, Александр Ф. Скляр и другие медиаперсоны. Звездный десант хотел лично воспрепятствовать забою тюленей. Инициативу «Виты» поддержали также Андрей Макаревич, Артур Чилингаров, Елена Камбурова, Олег Газманов, Михаил Ширвиндт, Рената Литвинова, Ирина Хакамада, Григорий Гладков.

Звезды устроили пресс-конференцию, на которой некоторые наши земляки высказались не в защиту бельков, а в защиту промысла. Дискуссия вышла напряженная. Шокированный Виктор Гусев цитировал в федеральных СМИ местного эколога Алексея Овчинникова, который назвал кровь на льду «прекрасным зрелищем». В итоге на двух вертолётах звезды вылетели в Белое море, чтобы посмотреть на бельков, — это был способ привлечь внимание к проблеме убийства животных, и у него были результаты.

В 2009 году Международный фонд защиты животных IFAW провел самую крупномасштабную кампанию в защиту тюленей в России, после чего был введён полный запрет охоты на детенышей тюленя всех возрастных групп — бельков, хохлуш и серок, но сохранена возможность промысла старших возрастных классов. Промысел гренландского тюленя возрастом до одного года был запрещен 18 марта 2009 года. Премьер-министр РФ Владимир Путин и министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев запретили промысел, несмотря на все попытки сохранить его со стороны рыбопромыслового ведомства. На тот момент Россия была одной из немногих стран, где охота была разрешена.

«Бить тюленя по носу, потому что кризис»

Один из наших земляков, кто десять лет назад поспорил со звездами шоу-бизнеса и сегодня выступает за возрождение промысла — журналист Анатолий Беднов.

— Любая охота — это убийство животных, в том числе и забой скота на ферме. Однако большинство не возражают против этого и употребляют мясную пищу, — комментирует Анатолий Беднов. — В этой связи вспоминается песня Высоцкого: «Егерей за кровожадность не пеняйте и охотников носите на руках. Любим мы кабанье мясо в карбонате, уважаем кабанов в окороках». Странно любить мясо, меха и при этом ненавидеть охотников.

Мы спросили Анатолия, не считает ли он, что такой промысел может быть оправданным только в особенно суровые экономически времена — в военные годы Архангельску помог «тюлень-спаситель», которому в итоге на Набережной поставили памятник. В годы Великой Отечественной войны добытые мясо, жир и шкуры северных животных спасли от голодной смерти и холода тысячи людей не только в Архангельской области, но и в Ленинграде: туда после блокады было отправлено более тысячи тонн пищевого и медицинского жира из тюленьего сала. Но сегодня ситуация не такая кризисная.

— Увы, у нас кризис и не уходил, в экономике и социальной сфере области серьезные проблемы, — считает Анатолий Беднов. — Особенно в сельских районах: людям нужна работа. Недавно приезжал вице-премьер Игорь Шувалов и предлагал всем заняться собирательством, как в каменном веке. А надо ставить вопрос иначе: организовать предприятия по переработке даров леса и моря, точно так же и в отношении морского зверя. Что толку в промысле, если негде перерабатывать добытую продукцию? Кстати, классический способ добычи тюленя с помощью удара дубинкой менее мучительный чем, например, укол, когда животное медленно умирает от впрыснутого яда. Неужели это более цивилизованно?

В военные годы Архангельск от голода спас тюлень, которому в итоге на Набережной поставили памятник

«10 лет назад мы просто попортили друг другу нервы»

Для Анатолия Беднова звезды, которые прилетели с протестом в Архангельск 10 лет назад — «большие "специалисты" по зоологии ластоногих». По его мнению, дискуссия не получилась продуктивной, стороны просто попортили друг другу нервы.

— Они не могли быть объективными, — говорит Анатолий. — Те, кто видит тюленя только на экране и в зоопарке, едва ли понимают все тонкости проблемы. Для них российская провинция — заведомая глухомань, населенная пьяными дикарями, как нередко представляют региональную глубинку в столицах. Они просто не знают, чем живет население. Не зная, как живут в регионах, правомерно ли учить людей жизни в духе классического: «Нет хлеба — ешьте пирожные»? К тому же расплодившийся в отсутствие охоты тюлень начинает уничтожать запасы рыбы, тем самым нарушается биологическое равновесие, в итоге рыба может исчезнуть с прилавков.

У Анатолия Беднова есть убеждение — убивать бельков, то есть детенышей, и самок — варварство, но почему Правительство России запретило добычу серок, взрослых особей, ему не понять, он считает, что это традиционный поморский промысел, — он загнулся, и наивно полагать, что охоту можно возродить или заместить более гуманной альтернативой — экотуризмом.

— Для этого нужна хорошая инфраструктура, ибо далеко не все едущие на Север — туристы-экстремалы. Для его развития кое-что уже делается, в частности, в Приморском районе, но пока этого недостаточно. Надо развивать на селе малую энергетику и малую экономику, а не просто охоту и собирательство плюс туризм, чтобы поморская деревня не превратилась в подобие индейской резервации.

Какое-то время шкурки, добытые нашими земляками, выделывали в Норвегии и продавали их в Китай и Россию. Не абсурд ли? Защитники животных негодовали — северяне проливали кровь без нужды и даже не для себя.

— Вспоминается фраза Петра Столыпина про «кровь на руках убийцы и кровь на руках хирурга» — это разные вещи. Конечно, зверобой — не хирург, но он благодаря промыслу содержит свою семью, — говорит Беднов.

Лозунгу «Не бей лежачего!» — 10 лет

Еще одни наш земляк, который в Международный день защиты белька заступается за возрождение промысла — председатель правления Национально-культурной автономии поморов Архангельской области Павел Есипов.

— Мы встали на защиту традиционного поморского промысла половозрелого гренландского тюленя, когда с такой инициативой выступили некоторые политики и «звезды шоу-бизнеса» под предлогом защиты бельков, то есть тюленей-недорослей. Кстати, исторически поморы белька не били. Даже чисто с практической точки зрения его мех не ценится зверобоями, — комментирует Павел Есипов. — Архангельская область никогда не была «житницей России» и отсюда все больше бегут, поскольку вопрос стоит уже именно об элементарном физическом выживании. Если какие «счастливчики-бизнесмены» и не ощутили кризиса в полной мере, пусть проедутся по поморским деревням, где люди только на «подножном корме», да на том, что сейчас квалифицируется, как браконьерство. Люди и выживают. И кого-то мог бы спасти промысел.

В 2008 году на пресс-конференции в «Пур-Наволоке» Павел Есипов задал вопрос звездам о том, какие инвестиции и проекты они ведут в Поморье вместе с запретом промысла.

— Ответа не последовало, а некоторые из «звезд» стали поспешно куда-то удаляться из зала. Правильно говорят — «сытый голодному не товарищ». Они полетали на вертолете, развеялись тут и улетели в свою благополучную жизнь.

Если Анатолий Беднов считает добычу тюленей — поморским промыслом, то Павел Есипов придерживается иного взгляда, он говорит, что бельков поморы не убивали, и выступает за возрождение охоты именно на взрослую особь.

— А остервенелым «звездам шоу-бизнеса» могу лишь посоветовать вспомнить, что такое каракуль, пыжик или, например, неблюй. Ну а вместо поедания жареных молочных поросят, цыплят, рыбьей икры и прочего молодняка животного мира, отправиться с экотуристической миссией «отдохнуть» в Мезень и дать тем самым заработать местному населению. Конечно, жалко животных. И по траве бы не ходил, если бы умел летать… Такова природа человека и выжить другим способом, особенно в северных краях, просто нереально.

Ровно десять лет назад Международный фонд защиты животных IFAW провел самую крупномасштабную кампанию в защиту тюленей в России под единым лозунгом «Не бей лежачего!». Промысел гренландского тюленя возрастом до одного года запрещен в России с 18 марта 2009 года. Защитники бельков победили, но до сих пор есть люди, которые выступают против этого, среди них и наши с вами земляки. А что по этому поводу думаете вы? Свое мнение можете оставить в комментариях к тексту.

Фото: Сергей Яковлев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления