В Армении прошла волна протестов против избрания премьером экс-президента Сержа Саргсяна, который до этого десять лет был во главе страны. Люди хотят перемен, и сегодня добились его отставки. Мы обратились к представителям армянской диаспоры в Архангельске, чтобы выяснить, что они знают о конфликте от своих близких и как переживают этот переломный для страны момент.
Уже вторую неделю в Армении идут волнения против действующей власти, и сегодня, 23 апреля, Серж Саргсян сообщил, что уходит с поста премьера. Об этом армяне, которые проживают в Архангельске, узнали не только из интернета, но и от своих родственников — по телефону. Люди радуются — народ победил.
Первые инициативы против избрания Саргсяна начались 13 апреля. С 9 апреля, когда Армения стала парламентской республикой, премьер возглавляет страну. Десятки тысяч армян вышли на митинги и утверждали, что экономическая ситуация стала только хуже, они требуют отставки Сержа Саргсяна. 17 апреля в Армении началась так называемая бархатная революция — однако, несмотря на протесты, парламент Армении в тот же день избрал Саргсяна на пост председателя правительства. 23 апреля Серж Саргсян подал в отставку.
«Мам, все ведь нормально будет?»
Сона Тоноян живет в Архангельске уже 15-й год — вместе с мужем и двумя сыновьями. Работает в местном кафе. Говорит, что вся архангельская армянская диаспора для нее как семья, — и все сегодня следят за событиями в Ереване и других городах, где люди уже вторую неделю выступают против действующей власти.
— Как я могу оставаться равнодушной? Знаете, если бы я была там, я сама бы вышла на улицу, — говорит нам Сона. — Я очень люблю свою родину и переживаю за ее будущее. Люди устали от тяжелой жизни и хотят перемен и, конечно, это страшно. Мы не политики, чтобы понимать, к чему все это приведет. Армяне просто хотят лучшей жизни. Они честно трудятся, любят свою страну, неужели они этого не достойны?
Сона уже связывалась со своими близкими, которые участвуют в шествиях, и уверяет, что никто из них не настроен на кровопролитие. Ее семья до последнего верила, что все обойдется без агрессии. Сона говорит, что волна митингов и демонстраций не просто так называется бархатной, — нет цели навредить, никто не хочет жертв. Это мирные меры.
— Вы знаете, полицейские даже не знают, что делать там с людьми, они подбегают к толпе митингующих, а те просто поднимают руки и начинают хором петь, — говорит Сона. — Они просто поют. Красиво поют. Как это нарушает закон? И в Ереване, и в моем родном городе Армавир в первую очередь лучшего будущего требует молодежь. Десятки тысяч людей выходят, чтобы повлиять на обстановку в стране. Разве можно винить их за то, что они просто хотят быть счастливыми в любимой Армении? Мой 14-летний сын родился тут, в Архангельске, но он часто бывает в Армении, и сейчас я вижу, как он боится. Он спрашивает меня: «Мам, все ведь будет нормально?». Я отвечаю — да. Ведь это не Майдан ни в коем случае. Это мирный протест.
Сона очень надеется, что права - что в Армении не будет еще одной мрачной даты. Она вспоминает массовые беспорядки в Ереване в 2008 году, когда погибли люди, — после президентских выборов, и говорит, что это была страшная пора в жизни ее страны, а потому и ее самой.
— Скоро 24 апреля — в Армению приедет много гостей, ведь это день День памяти жертв геноцида армян в Османской империи. Люди приедут со всех стран. И увидят, как армяне протестуют. В такие моменты очень хочется туда, чтобы тоже выразить свою позицию, — комментирует Сона. — То, что происходит там сейчас, — это не бардак, это не вызов на борьбу. Это не Майдан. И не 2008 год в Армении — когда люди были настроены воинственно.
Пока что Сона с мужем и сыновьями узнает о ситуацией в родной стране из новостей и планирует поездку домой. Раз в год они бывают в Армении. Дети живут там по несколько месяцев у бабушки с дедушкой в Армавире. Там сегодня тоже идут мирные волнения.
«Мои родственники митингуют»
Семья Юлии Сагателян переехала в Архангельск 27 лет назад. Ей на тот момент было два года.
— Наш дом находился в эпицентре землятрясения 1988 года, соответственно, вся жизнь, которую родители знали — была разрушена, — говорит Юлия. — Папа принял решение начать жизнь с начала — в новом месте. Он бывал в Архангельске в командировках, любил этот город — так мы переехали сюда. Вскоре после переезда рухнул Советский Союз. И мы имели право выбора гражданства. Выбрали российское, но Армения все равно остается родной стороной, и то, что происходит там сегодня, не может оставить равнодушным, — говорит Юлия.
Юлия стала предпринимателем, как и родители. Говорит, что армянский народ на севере между собой очень дружен, называют друг друга братьями и сестрами, дядями и тетями. Притеснения со стороны местного населения сегодня они не чувствуют. Разве что в 90-е годы, когда Юля ходила в школу, родители боялись, что ей могут навредить подростки из нацистских группировок.
— К счастью, Архангельск стал для меня моим городом, однако после университета я прожила на родине два года. Это был мой последний визит туда. Пять лет назад, — говорит Юлия. — Я скучаю по Армении, — особенно на фоне того, что там происходит сегодня. Слежу за народными протестами в Сети, очень сильно переживаю и горжусь народом, который не боится делать шаг и высказывать свое мнение. Мой папа говорит: «Зачем они это все начали... Это не первый раз, история ничему не учит людей». А я не могу согласиться. Нас Россия приютила, у нас тут все хорошо, и рассуждать со своей колокольни — очень легко. А когда в стране безработица, из за этого жуткая миграция, коррупция, невиданные налоги... Люди просто устали. Народ доверился, а доверие не оправдали, не справились. Тогда уступите другим дорогу.
Все родственники Юлии Сагателян живут в Армении, и все — на стороне народа. Те, кто проживает в столице — выходят на митинги. Сегодня для Юлии особенный день — родственники написали ей в Сети, что победили — Серж Саргсян подал в отставку.
«Это победа армянского народа»
Родители Ашота Шахбазяна переехали в Архангельск в 90-е, отец — индивидуальный предприниматель, Ашот окончил САФУ и сегодня помогает вести ему дела.
— Пусть в сравнении с другими регионами наша армянская диаспора в Архангельске очень мала, однако мы очень близки, и для всех нас сегодня большой день — Серж Саргсян подал в отставку, поэтому я горжусь своими народом, всех с победой!
Ашот уже несколько недель старался не упускать из виду новые детали событий в Ереване и других городах Армении. В детстве он каждое лето ездил туда, а теперь все реже — последний раз был в 2015 году. Родители Ашота всегда скучали по родине, но Архангельск стал для них вторым домом. Ни он сам, ни мать с отцом никогда не сталкивались с негативом здесь от местных жителей.
— Здесь живут добрые и отзывчивые люди, у меня тут много друзей, — комментирует он. — И я не представляю себя в дали от Архангельска. Я живу в России, но за новостями Армении слежу регулярно — не только в такие кризисные периоды. Я поддерживаю народ, который вышел против Сержа Саргсяна и его мафиозной банды. Я поддерживаю народ, который вышел против коррупции и беспредела, — этот произвол власти устраивают уже 10 лет в Армении. Мои близкие и родственники тоже против нынешней власти. Поддерживать с ними контакт было важно в эти дни хотя бы потому, что российские СМИ не всегда детально и объективно освещают ситуацию. Меньше часа назад многие российские СМИ написали, что Серж Саргсян подал в отставку, — это факт. И это большая победа армянского народа.