«Бессмертный полк» в столице Поморья в этом году побил даже прогнозируемый рекорд. 20 рот — около 20 тысяч человек. Лиц на снимках здесь, кажется, даже больше, чем живых. Второй год подряд самая многочисленная колона в полку — «Бессмертный экипаж Северных конвоев», в составе которого вновь пронесли портреты участников конвоев из стран антигитлеровской коалиции — Великобритании, США, Франции, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Их, а также портреты архангелогородцев, участвовавших в героической эпопее Северных конвоев, несли курсанты Арктического морского института им. В. И. Воронина, кадеты Архангельского морского корпуса имени адмирала Н. Г. Кузнецова, учащиеся Архангельской школы соловецких юнг. К «Бессмертному экипажу» примкнули и многочисленные горожане.
— Память передается по наследству. Поэтому и полк бессмертный, потому что мы его продолжатели, — говорит Владимир Петухов, сын участника Великой Отечественной войны Алексея Петухова.
— Когда в 1945 году отец пришёл с фронта, принёс буханку хлеба и банку американской тушёнки. Нарезал нам ломти, намазал этой тушёнкой — до сих пор помню, — рассказывает Сергей Дураков, сын участника Великой Отечественной войны Дмитрия Дуракова.
— Я несу портрет отца, Даниила Ермолина, — рассказал преподаватель Арктического морского института Юрий Ермолин. — Он воевал на Карельском фронте, был четырежды ранен, и на этом же фронте он потерял четырех братьев, они погибли. Он вернулся, дожил до 76 лет с одним легким, а все его дети стали моряками.
Кадету Льву Юрьеву в первом ряду колонны «Бессмертного экипажа» доверили нести портрет первого директора школы юнг Беломорской флотилии в Архангельске.
— А потом Герман Васильевич стал капитаном небольшого парохода «Диксон», и на нем он провез танки в Мурманск, — немного волнуясь рассказал кадет.
В годы войны и сразу после нее совсем молодые ребята становились капитанами, как отец Марины Коковиной Валерий Коковин.
— Здесь на портрете он в капитанской фуражке, он в 25 лет стал капитаном. А во время войны он участвовал в конвойных операциях, будучи пятнадцатилетним. Ему «исправили» возраст, и он был на «Свияге» — торговом судне — заряжающим орудия, — рассказала, показывая портрет отца, Марина Валерьевна.
— У нас портреты моего деда Александра Федоровича Кочеткова и деда моей супруги Ивана Петровича Герасимова — они оба воевали, прошли всю войну, — рассказал Александр Фролов, который пришел на шествие со всей семьей. — Мой дед был преподавателем в школе юнг на Соловках, и в 1941 году там родилась моя мама.
Портреты своих героев многим пришлось разыскивать. А тем, кто нашел, помогли. При поддержке председателя благотворительного фонда «Аквилон Инвест» Александра Фролова жителям округов Майская Горка и Ломоносовского сделали штендеры с портретами родственников. Изначально планировали три сотни, но вышло пять.
По словам Александра Фролова, проект «Бессмертный экипаж Северных конвоев» будет продолжаться. Уже сейчас поступает много обращений горожан с просьбой изготовить портреты родственников для участия с ними в шествии «Бессмертного полка».
Принять участие в проекте могут все родственники тех, кто в годы Великой Отечественной войны участвовал в Арктических конвоях — зарубежных и внутренних, воевал на Северном флоте и Беломорской флотилии, обеспечивал ледокольную и лоцманскую проводку судов, ледовую разведку и авиационное прикрытие, работу маяков, навигационных знаков и метеорологических станций, выполнял гидрографические работы, трудился на углублении фарватеров, на буксирах и водоналивных судах, принимал и разгружал суда в портах, отправлял грузы по железной дороге, кто участвовал в строительстве и реконструкции портовых сооружений в Архангельске и Молотовске, Онеге, Беломорске, Кандалакше, на Новой Земле и Диксоне, кто прокладывал железнодорожную ветку от Исакогорки до Экономии, все, кому дорога память о конвоях и вкладе Архангельска в Победу!