Родная деревня Фёдора Абрамова официально вошла в ассоциацию «Самых красивых деревень России». На въезде в Верколу установили соответствующий знак, а собравшиеся подписали хартию о взаимоотношениях между ассоциацией, Пинежским районом, муниципалитетом и местным общественным самоуправлением.
Глава МО «Веркольское» Галина Ставрова рассказала, что в Верколе планируют установить информационные знаки и указатели для туристов. Разрушенные здания разберут, с местными жителями проведут беседу о сохранении исторического облика зданий, деревню благоустроят, для туристов организуют питание.
В ближайших планах обновить экспозиции музея Абрамова и отремонтировать Дом культуры. Весной следующего года в деревне откроют гостевой дом «Юрьева слобода» на базе реконструируемого старинного купеческого дома.
— Здесь прекрасно сохранились архитектурное наследие и великолепные пейзажи. Это живая деревня, что важно. Здесь есть уникальные исторические памятники, хорошая гастрономия, места размещения. Сочетание всего этого и позволило отобрать Верколу, — рассказал президент ассоциации «Самые красивые деревни России» Александр Мерзлов
Срок членства деревни в ассоциации — 5 лет. После этого эксперты приедут на повторный осмотр, чтобы решить, продлевать договор или нет.
Ассоциация «Самые красивые деревни России» создана 4 года назад. За это время она осмотрела 409 деревень, но в состав вошли только 8, причем половина из них — из Архангельской области. Кроме Верколы, это Ошевенский Погост Каргопольского района, Кимжа и Кильца Мезенского района. Их могло бы быть и больше, но жители онежских Ворзогор воспротивились, испугавшись наплыва туристов.
Инициатор «красивого» движения в Кижме Евдокия Репицкая ранее рассказала 29.ru, что после попадания в ассоциацию каких-то разительных перемен не произошло.
— Нам приятно говорить, что у нас официально самая красивая деревня, но пока ассоциация нам сделала знак. Вот и всё! А в деревне много памятников исторических, они рушатся год от года — их нужно поддерживать. Что-то мы делаем, но тут нужно финансирование, не только проектные доходы. Хотелось, чтобы звание подобное помогало в этом. В противном случае к чему оно нужно? — считает Евдокия Репицкая.
Ярослав Вареник