За первое полугодие 2018-го в Поморье от онкологических заболеваний умерло на 93 человека меньше, чем за этот же период годом ранее. Количество случаев, когда рак был выявлен на первых стадиях, растет, хоть и незначительно – всего на 2,1%. Но списывать все успехи и неудачи в борьбе с раком на онкологов было бы неправильно. К развитию системы поддержки онкологической службы необходимо подключать областное правительство, считает главный внештатный онколог СЗФО Алексей Беляев, с рабочим визитом прибывший сегодня в Архангельск.
В мае прошлого года 29.ru делал с ним большое интервью. Тогда перспективы Поморья в борьбе с раком оценивались Беляевым как неутешительные по сравнению с общероссийскими показателями, а особенно много пациентов с раком легких. Цифры заболеваемости и смертности равнялись 269 и 124 случаям на 100 000 населения.
Сегодня же, по словам Алексея Беляева, область ни по каким показателям в СЗФО не выделяется. Основными причинами по-прежнему высоких показателей смертности остаются старение населения и низкая мотивация вести здоровый образ жизни.
— Архангельская область отличается хорошей онкослужбой: по оснащенности и по показателям. Как и по всему СЗФО, показатели здесь несколько выше, чем в других регионах. Сейчас мы приехали, чтобы встретиться с администрацией региона. Нам нужно теснее взаимодействовать, напрягаться всем вместе. Когда говорят о смертности от онкозаболеваний, все обращаются только к онкологам. Но нужна и хорошо поставленная ранняя диагностика. Мы будем хорошо лечить, но это только 20–30% успеха. Показатели заболеваемости и смертности – вопрос и к администрации региона, потому что возникают проблемы с профилактикой, диагностикой, скринингом. Всё это вне рамок онкослужбы, — пояснил Алексей Беляев.
На врачей и власти надеятся, а самим не плошать советует исполнительный директор Ассоциации онкологов СЗФО Антон Барчук. В помощь - европейского кодекса борьбы против рака, который сейчас адаптируется для многих стран, в том числе и для России.
— Когда мы говорим о первичной профилактике, то следует помнить о кодексе. Он подразумевает 12 простых правил, которые снизят риск у каждого отдельного человека. И медпомощь там занимает мало места. Кроме того, что нельзя курить и злоупотреблять алкоголем, есть и другие моменты: это питание, употребление мяса, малоподвижный образ жизни — известный фактор развития колоректального рака. Это важно, что сейчас идет адаптация этого кодекса, который станет компонентом противораковой борьбы в ближайшие 10 лет, — отметил Барчук.
Также по этим правилам следует отказаться от сахара и напитков с добавлением сахара, что тоже является одним из факторов развития колоректального рака. Его онкологи называют новой эпидемией.
По словам Антона Барчука, сейчас важно правильно адаптировать эти правила под каждую страну — подобрать точно термины для понимания населением:
— Проблема была даже в простых терминах. Например, сначала перевели «Не надо курить табак». Собрали фокус-группы, и у молодежи появилась идея, что можно курить не табак. А нужно было объединить всё так, чтобы было понятно, что курение вообще невозможно. В Швеции, например, есть жевательный табак, а это уже не подходит под термин «курение».
Как рассказала главный врач онкодиспансера Александра Панкратьева, сейчас система их работы действительно направлена на выявление заболеваний на первых стадиях. Но процент случаев, когда о северяне узнают о раке уже на конечных стадиях, по-прежнему высок – это 38%. Со слов Панкратьевой, они также заинтересованы сейчас в поддержке своей системы:
- Онкологии уделяется огромное внимание, мы чувствуем поддержку, но программы финансирования пока верстаются, идёт сбор данных о том, что необходимо. Надеемся, что Архангельская область войдет в программы по онкологии федерального значения. Мы готовы работать над развитием и в хирургическом, и в химиотерапевтическом планах.
Полина Карпович